Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьная тетрадь

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Людмила КОЖУРИНА

Опыт совместной работы

Назвать вещи своими именами, оценить друг друга по достоинству, найти общее дело – таков алгоритм общественно-гражданской экспертизы

И хотя сегодня еще не все понимают, что такое общественная экспертиза, обойтись без нее уже нельзя. То, что лучшая школа, лучший учитель определяются и выдвигаются на премию общественными организациями, означает, что некие нешкольные люди должны суметь увидеть, понять и оценить педагогическую деятельность школы или учителя. И это кажется странным: «Что непрофессионалы могут понять в нашей работе?» – говорят журналистам директора и сами пишут аналитические справки, отдавая их на подпись в общественную организацию лишь по необходимости.
Между тем каждый человек интуитивно знает, что такое «хорошая школа», «хороший учитель». Почти каждый может назвать такую школу и такого учителя. И большинство из нас качество педагогической деятельности определит меркой «человечность». А вот дальнейшее перечисление критериев будет зависеть от личности того, кто строит этот ряд.
Но и у каждой школы, у каждого учителя есть свое педагогическое кредо. Взаимодействие заказчика и экспертов начинается с того, что заказчик говорит: у нас есть то-то и то-то, покажите, что есть у вас, с чем вы пришли. Это обсуждается, потому что главная задача экспертизы – понять предмет, с которым она собирается работать. Подстроить под него свой инструментарий. Ведь если экспертиза не движется в логике самого предмета, она превращается в банальную проверку на соответствие абстрактным нормам и теряет свой экспертный дух.
Собственно, процесс экспертизы – это и есть диалог, возникающий по поводу заявляемых ценностей, реальной практики и постоянного уточнения, подтачивания экспертного инструментария под исследуемый предмет. Желаемое не всегда оказывается действительным. На словах, особенно на словах отчетов, все может выглядеть иначе, чем на деле. Не обязательно лучше. Бывает наоборот: казенные слова совершенно чужды тем живым процессам, которые развиваются в школе или в деятельности педагога.
Качество и эффективность экспертизы зависят не только от профессионализма ее участников, но и от глубины общей включенности в предмет: что происходит на самом деле? что это значит, как называется? Желание понять проблему, обсудить ее с разных позиций выходит на первый план. И тут существенным становится именно «посторонний», «дилетантский» взгляд. Особенно взгляд из социума, в который эта деятельность включена. Это может быть вопрос, который профессионалу просто не мог бы прийти в голову. Или какие-то параметры, которые специалист, работающий «на автомате», перестает учитывать.
Экспертиза – событие, и, как всякое событие, она учит. Люди, хоть раз принявшие в ней участие, получают бесценный опыт совместной наработки идей и адекватной оценки собственной деятельности.
Но главный результат экспертизы – заключение. Оно не может содержать в себе того, что заранее, до начала экспертизы, было в голове у людей с той и с другой стороны. Фиксируется обновленное понимание исходной ситуации и более глубокое представление о стратегиях ее развития.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru