Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ

Скорость запоминания, склонность отвлекаться, сосредоточенность – у разных учеников неодинаковы. И освоение многих важных навыков зависит от того, какой тип восприятия информации преобладает у ребенка.
Некоторые дети ни за что не поймут текст, пока не прочитают его. Это визуалы. Главный канал их восприятия – зрение. Другие – аудиалы – предпочитают получать информацию на слух. Третьим непременно нужно потрогать предмет, который они исследуют; повертеть что-нибудь в руках, покачаться на стуле, чтобы лучше понять и запомнить информацию.

Галина АКИМОВА, психолог

Увидеть. Услышать. Коснуться

Зная, какой тип восприятия информации предпочтителен для ученика, педагог сможет легче выстраивать с ним отношения

Визуалы лучше воспринимают новый материал, если одновременно с объяснением видят графики, таблицы, рисунки, картинки. B отличие от аудиалов они практически не отвлекаются на шум. У них очень хорошо развито образное мышление.

Аудиалы предпочитают получать информацию на слух. Любят говорить. Они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Для них не существует риторических вопросов. Аудиалы любят диалоги. И в книгах, и в фильмах.

Кинестетику, чтобы понять новое, нужно повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания ему надо записать ее собственноручно. Если порядок действий, их ему приходится выполнять по мере поступления. Для кинестетиков важно наличие конкретных шагов. Им необходимо тут же попробовать все на практике. Для них «просто рассказ» лишен смысла.
Кинестетик любит подсесть к собеседнику поближе, чтобы можно было его потрогать. Он постоянно теребит пуговицу или дотрагивается до чего-нибудь.

Легко ли распознать, как ребенок воспринимает и перерабатывает информацию? На что следует обращать внимание в первую очередь? Как строить урок с учетом психологических особенностей? Вот несколько рекомендаций учителям.

Посмотрите, как ребята переписывают домашнее задание с доски.
Визуал просто запишет его в дневник или тетрадь. Потому что он предпочитает иметь нужную информацию у себя под рукой.
Аудиал переспросит соседа по парте и на слух запишет задание в дневник. А скорее всего не запишет. После уроков «сядет на телефон» и узнает у одноклассников, что задано.
Кинестетик примется листать учебник, находить нужные страницы и прямо там обводить номера заданных упражнений.

Не забудьте понаблюдать за детьми и на перемене. Визуал останется в классе, хотя большинство учеников с гомоном выбегут в коридор, а если многие останутся, он, наоборот, выйдет из класса. В коридоре он будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Для кинестетика важнее всего размяться, подвигаться, побеситься.
Поэтому не заставляйте всех детей играть и бегать на перемене или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

В классе учитель редко обходится без замечаний. Наибольший эффект будет, если вы сделаете его в соответствии с особенностями восприятия данного ребенка. Визуалу лучше сделать знак рукой, покачать головой, погрозить пальцем. Аудиалу тихонько сказать: «Тише» или «Внимание». А кинестетику достаточно положить руку на плечо.

Чтобы ребенок успешнее воспринимал и запоминал информацию, есть свои маленькие хитрости, которые можно применить и во время урока.
Визуалу нужен листок под рукой, на котором в процессе осмысления и запоминания материала можно рисовать, чертить. Учитель может использовать компьютер и проекционную технику для объяснения темы таким ученикам. Именно для них важно наличие раздаточных материалов, причем напечатанных «красиво».
Аудиал помнит то, что обсуждал. Обращаться к аудиалу на уроке желательно не монотонным, а выразительным голосом, интонациями выделяя важные моменты. Для таких учеников нужны звуковое сопровождение и диалог. Они часто проговаривают свои действия, запоминая, произносят новый материал вслух, обсуждают его. Не стоит делать замечания, если аудиал как бы проглатывает условия задачи, шевелит губами, шепчет. Распечатанный материал аудиалы воспринимают плохо. Поэтому лучше заранее подготовить аудиозапись или звуковой видеоряд.
Кинестетик помнит общее впечатление. Учитель может предложить таким ученикам задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению.
Всем детям трудно долго сидеть в неподвижной позе. Но кинестетику – особенно. Осмысление и запоминание у него происходит преимущественно в процессе движения. Такому ребенку нужно давать возможность моторной разрядки: его можно вызвать писать на доске или просто подозвать на минутку к учительскому столу. Обязательно подскажите родителям такого ребенка, что дома он пусть хоть пляшет, пока учит стихотворение или теорему.
При подготовке к уроку учитель может предлагать задания в различной форме для учеников с разными способами восприятия. При этом не надо аудиалу каждый раз записывать аудиокассету, а визуалу все время показывать кино.

Как правило, в классе встречаются ученики со всеми способами восприятия. Но у учителя нет возможности один и тот же материал объяснять несколько раз по-разному. Зато он может комбинировать формы представления информации, взяв за основу преобладающий способ восприятия в каждом конкретном классе. Таким образом, учитель не только будет индивидуально работать с каждым учеником, но и развивать у всех детей умение воспринимать информацию, представленную в разных формах.
Например, ученики должны понять смысл теоретической части, представленной в электронном пособии. В этом случае визуалу учитель даст задание «увидеть главное», аудиалу – «услышать основное», кинестетику – «уловить суть».
Таким образом, когда педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ученика с точки зрения способа восприятия информации, он эффективно достигает цели урока, а класс учится воспринимать информацию разными способами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru