Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПЕДАГОГИКА
УПРАВЛЕНИЯ
Театр двух актеров
Учитель и проверяющий на сцене класса
Как показывают многолетние наблюдения во
многих школах – от интерната до столичной
авторской, – завучи, как и учителя, на урок к
которым они приходят, ведут себя по-разному.
Самый распространенный тип завуча – официальное
лицо, представитель государства. Он проверяет то,
что предписывает Методика Анализа Урока.
Инструкция – вещь безликая: в ее рамках можно и
унизить учителя, и действительно оказать ему
содержательную методическую помощь. Все зависит
от личных качеств и симпатий завуча.
Некоторые демократично настроенные
администраторы, присутствуя на уроке, иногда
полушутливо входят в роль двоечника: а я не понял,
не успел... Новенькие учителя сначала теряются, а
потом понимают: настоящий-то двоечник никогда
так подробно не скажет о своих проблемах. Учителю
не обидно, и ребята видят, что не понимать и не
успевать может даже директор или завуч.
Опытный администратор иногда принимает на себя
роль тьютора, посредника между учителями. Он
знает сильные стороны каждого и рассказывает
педагогам школы о том, кто в какой области может
стать экспертом и советчиком для остальных.
Однако он всегда помнит, что учителей, как и
учеников, нельзя сравнивать, “ставить в пример”
друг другу. Зато может предложить начинающему
учителю вместе пойти на урок к мастерски
работающему коллеге.
Каким бы тактичным ни был администратор,
пришедший на урок, учитель оказывается в
ситуации стресса. Особенно молодой и не очень
опытный.
Но с обретением мастерства каждый осваивает свою
тактику поведения в присутствии проверяющего.
Один предлагает гостю присоединиться к
происходящему на уроке. Он непременно вовлечет
проверяющего в работу групп, в обсуждение.
Другой ощущает себя хозяином дома-класса. Он
непременно спрашивает у всех пришедших о цели их
посещения, что они хотят увидеть и расскажут ли
потом о своих наблюдениях. Такое начало задает
позицию сотрудничества. Но эта тактика
действует, если в классе давно приняты такие
отношения, когда учитель объясняет свои
действия, сам предъявляет свои намерения и
учитывает интересы детей. В этом классе гостя
скорее всего, как и в первом случае, привлекут к
общей работе.
Следующая тактика напоминает поведение
экскурсовода на выставке: учитель стремится
показать пришедшим детей с самой лучшей стороны.
И это не заискивание неуверенного в себе учителя.
Так ведут себя очень опытные и очень хорошие
учителя. Им не надо ничего доказывать, кого-то
бояться. Они искренне предлагают всем, кто бы ни
пришел в класс, порадоваться успехам детей.
Некоторые предпочитают вести себя как актеры на
генеральной репетиции: делают вид, что зрителей
никаких нет. Пришел там кто-то, ну и пусть сидит.
Кто-то стремится задействовать начальство,
пришедшее на урок, в его устрашающем качестве:
“Вот видите, он даже в вашем присутствии
вертится и ничего не делает”.
Кстати, ребята тоже чутко реагируют на ситуацию
проверки: переживают, стремятся потише себя
вести и хорошо отвечать (или наоборот). Хорошему
администратору поведение детей многое может
сказать о взаимоотношениях учеников и учителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|