Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИКА УПРАВЛЕНИЯ

Третья четверть – самая размеренная и неторопливая. Видимо, поэтому конец зимы становится временем особенно тщательного внутришкольного контроля. Конечно, завуч ходит по урокам вне зависимости от времени года, но именно в феврале–марте есть возможность не торопясь посмотреть разных учителей, разные классы, серии уроков и обратить внимание на проблемы. Так было на нашей памяти всегда. Однако школа меняется. Изменяется постепенно и функция управленца. Сегодня завучи обращаются в институты повышения квалификации с такими запросами, о которых никто даже и не мечтал еще десяток лет назад. Кто он, современный завуч? Как сам определяет свою роль в школе?

Елена КУЦЕНКО

Не контроль, а консультирование

Как меняется роль завуча в работе школы

Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования провел исследования в области образовательных запросов школьных управленцев. Больше всего востребована информация по проектированию собственной профессиональной деятельности. Этой проблеме слушатели выставили 23,2 балла. Следующие по значимости области – психология образования и управления и менеджмент. По-прежнему востребованы знания об информационных технологиях. Почти в такой же степени популярны курсы по организации исследовательской деятельности.
Как ни странно, проблемы воспитания и содержание преподавания набрали всего 2,8 и 2,6 балла соответственно. Проблемы перехода на профильное обучение тоже не вызвали ажиотажа среди школьной администрации. Зато появился интерес к программам элективных курсов и их экспертизе.

По мнению специалистов из Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, содержание запросов завучей, приезжающих на курсы повышения квалификации, изменяются вслед за переменами, происходящими в школе.
Заместители директоров по воспитательной работе видят главную проблему в том, что обучение с приходом ЕГЭ становится чрезмерно прагматичным. Ученики отчуждены от конкретной деятельности, не востребованы анализ и осмысление своей жизненной позиции. Из школы уходит сопереживание, взаимная поддержка, толерантность. Традиционно считалось, что воспитание должно происходить во время внеклассных мероприятий. Современные же педагоги уверены, что воспитательным пространством должен стать прежде всего урок. Как это сделать? – с таким вопросом они и обращаются к преподавателям академии.
Вторая серьезная проблема современной школы – взаимоотношения с родителями. Пока они чаще всего сводятся к взаимным претензиям. Заместители директоров по воспитательной работе расценивают это положение вещей как очень тревожное: их запросы часто связаны с поиском новых форм работы с родителями.
Заместителей директоров по учебной работе прежде всего интересует организация современного урока. Подавляющее большинство приезжает на курсы с вопросами по этой теме.
В сегодняшней школе постепенно меняется представление не только об уроке, но и об образовании в целом. При аттестации школы теперь говорят об обеспечении современного качества образования. Для этого управленцам приходится осваивать новые способы и критерии его оценки. Помимо привычных срезов знаний и тестов они должны владеть методиками социологических опросов родителей и учеников.

В Московском педагогическом государственном университете тоже занимаются повышением квалификации школьных управленцев. Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Татьяна Ивановна Шамова рассказала о новых тенденциях в обучении заместителей директоров школ.
Функция завуча в школе постепенно изменяется. Сейчас все более востребованным становится консалтинг образовательной деятельности. Это красивое иностранное слово обозначает консультирование. Консультация же подразумевает не поголовную проверку по одним критериям, а индивидуальный подход и работу с трудностями и проблемами каждого отдельного человека.
Современный завуч так и должен строить свою работу с учителями. Сначала изучается уровень профессиональной компетентности педагогов. Ведь у каждого свои сильные стороны и свои затруднения. Бывает так, что несколько учителей испытывают сходные проблемы. Особенно это касается новых для школы задач, технологий и подходов. Личностно-ориентированное обучение, интерактивные методы, постановка педагогических целей и подбор адекватных средств для их реализации – все это пока не освоено учителями в полной мере. Они и сами понимают, что недостаточно компетентны в этой сфере.
И завуч выступает не в роли прокурора («Вы этого не умеете!»), а в качестве консультанта: «Хотите научиться? Давайте соберем группу учителей с такой же проблемой и поработаем над ней».
Кстати, по словам Татьяны Шамовой, исследования показали, что учителя, оценивая роль ИУУ, методических центров и работу внутри школы, отмечают, что наибольшую пользу для повышения мастерства приносит общение с коллегами в собственной школе.

Литература по теме...

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Татарченкова С. Урок как педагогический феномен. Учебно-методическое пособие. С.-Пб., КАРО, 2005.

Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования: Методическое пособие. Издательство: «АРКТИ», 2005.

Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru