Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИКА УПРАВЛЕНИЯ

Инспекция без обид!

О чем нужно помнить, посещая урок

Завуч приходит на уроки и анализирует их, проверяет отчетность, поддерживает инновации. При этом он должен постоянно учитывать хитросплетения отношений, ревности, побед и поражений. Поэтому опытные завучи постепенно вырабатывают для себя не только управленческие, но и педагогические принципы. Мы созвонились со школьными управленцами из Ростовской, Курской, Владимирской областей и попросили их поделиться своими неофициальными «правилами для завучей».

Перед посещением урока лучше предупредить учителя. Особенно если вы можете чуть-чуть опоздать. Вообще-то когда вы входите после звонка, то невольно демонстрируете детям, что на урок можно опаздывать. И если уж так получилось, нет ничего зазорного в том, чтобы извиниться перед учителем и классом. Тем самым вы признаете, что уважаете дело, которым они заняты и от которого вы их невольно отвлекли.

По той же самой причине нельзя отбирать у одного или нескольких учеников тетради во время урока. Если хотите проверить наличие учебников и тетрадей (а не листочков) по данному предмету, посмотреть, как ребята выполняют задание, пройдитесь тихонько по классу во время самостоятельной работы. Тем, кто станет нервно или недоуменно оглядываться, улыбнитесь и покажите жестом, что ни в коем случае не хотите мешать.

Никогда не нужно вмешиваться в урок, даже если учитель говорит, что дважды два – пять.

Урок закончен. Вы поблагодарили детей и учителя. Об обсуждении урока лучше договориться сразу. И провести его как можно скорее. Самое позднее – после уроков.

Не секрет, что уроки бывают хорошие и… не очень. Даже если учитель допустил много ошибок, найдите хоть несколько удачных моментов, чтобы ваш коллега видел перспективу, возможность на что-то опереться, улучшая свою работу.

Даже если все ваши замечания точны и справедливы, но беспощадны по форме, собеседник будет унижен и обижен. А обиженный человек выстраивает против вас защиту и перестает воспринимать даже самые мудрые указания (достаточно вспомнить себя “на ковре” у вспыльчивого начальника).

Опытные эксперты советуют учителям хотя бы раз записать свой урок на диктофон или видео. А потом наедине с собой прослушать (посмотреть) запись урока. Эффект бывает ошеломляющий: учитель очень многое сам про себя понимает, глядя со стороны. Завучу можно по аналогии посоветовать тот же прием по отношению к разговору с учителем. Запишите его на диктофон, а потом прослушайте: насколько тактичными и доброжелательными были ваши реплики.

Хороший завуч не устраивает разносов и не стремится подловить, а помогает учителю, организует все так, чтобы работа была комфортной, эффективной, приносящей удовлетворение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru