Вторая тетрадь
школьное дело
|
Как школе и учителю оценить самих
себя?» Материал с таким названием вышел в
ноябрьском номере «ПС» (№ 78, 2005).
Московская школа № 734 объявила о том, что готова
представить свою деятельность на суд широкой
педагогической общественности.
На публикацию откликнулись. Десятки педагогов из
разных уголков страны захотели стать
участниками уникального события – открытой
общественной экспертизы школы. Еще бы! Одно дело
–
слушать и читать о том, какие хорошие бывают у нас
школы, и совсем другое – попасть в такую школу на
несколько дней.
Общественная экспертиза школы:
первый опыт
День первый
Утро. Пленарное заседание. Представление
участников. Доклад директора Александра
Тубельского: идеи, поиски, современное состояние,
проблемы школы. Выступление Сергея Братченко,
автора и разработчика теории и технологии
гуманитарной экспертизы. Совместная выработка
критериев. Образование экспертных групп.
Ключевой вопрос – о критериях оценки. Он решался
в диалоге между школой, заявляющей о своих
ценностях, и экспертами, предлагающими
инструментарий для их оценки. Сначала было
предложено двенадцать критериев, остановились
на пяти: демократичность уклада школьной жизни,
субъектность ребенка, возможность выбора
образовательных пространств, межвозрастные
пространства, эффективность и качество работы
школы.
Анатолий Цирульников, академик РАО: «Не будем
спорить, почему эксперты остановились именно на
этих критериях. Инновационная школа отличается
от традиционной по целям, средствам и
результатам. Выбранные экспертами критерии
лежат в основном в области средств. Но в целом они
вскрывают глубинные вещи».
День. Экспертировалось все, что не урок.
Образовательные пространства: правовое, игровое,
театральное, проектное, трудовые мастерские.
Группа семиклассников в медиацентре верстает
газету. «Газета одного класса – это что-то
новенькое», – обрадовался учитель из Орска
Эдуард Шевченко. Он подсел к ребятам, поговорил,
сделал небольшое замечание по верстке, с которым
ребята, поспорив, согласились.
«Полный день»: подготовка к выездной
сюжетно-ролевой игре «Жизнь в первобытных
племенах». Мастерские по созданию макетов,
звуковых картин мест обитания первых людей. В
другом месте – производство учебных пособий для
начальной школы, рядом – работа над проектом «Во
времена Александра Македонского». Владимир
Лавреньтьев, учитель словесности из Владимира:
«Мы попали под обаяние общения ребят с
учителями».
Встреча экспертов с Советом школы, Судом чести и
Управой деловой игры. Вопросы соуправления
школой больше волновали юных экспертов.
Школьницы из Орска Ульяна Власова и Валя
Мальцева: «Хорошо ли, когда во главе Совета школы
стоит директор? И почему в дни школьной деловой
игры открывается много развлекательных
заведений и только один университет?»
Вечер. Наблюдения за внеурочной половиной
школьной жизни показали: пространства, которые
созданы в школе для жизни ребенка во второй
половине дня, на самом деле демократичные и
субъектные, выборные и разновозрастные.
День второй
Презентация экспериментальных команд
педагогов, выбор уроков экспертами.
Договоренности о технике анализа урока:
экспертирование урока не то, что
инспектирование.
Эксперт Марина Шамина, заместитель директора
лицея города Иванова, уточняет свое восприятие
урока: «Скажите, по вашим ощущениям, получилось
то, что вы хотели?» «Не совсем», – отвечает
учитель словесности Мария Старостенкова и
рассказывает, почему «не подошлось», почему она
не стала продавливать свое мнение и пошла на
профессиональный риск, выслушивая
«неправильные», с ее точки зрения, ответы.
И учитель, и эксперт «читали» уроки по выделенным
«точкам развития инновационного урока». Первое.
В свободном образовательном пространстве школы
ребенок имеет право не вникать в предмет глубоко.
Учитель не обязан заставлять его думать над
вопросами, которые его не интересуют. Второе.
Универсальные умения не вступают в противоречие
с умениями предметными, они важнее по
определению. И третье. Теплые, дружественные
отношения между учеником и учителем не должны
исключать необходимость нравственного усилия,
необходимого в учебе.
В этот же день состоялись «круглые столы» с
выпускниками школы и с родителями. Эксперт,
учитель из Якутии Гавриил Яковлев, на пленарном
заседании говорил: «В отличие от многих школ, где
есть две силы, которыми растет школа, учителя и
ученики, здесь есть третья. Родители. Их ценности
совпадают с ценностями школы, поэтому они
чувствуют себя в школе уверенно, на равных с
учителями. И педагоги от этого становятся вдвое
сильнее».
День третий
В этот день эксперты, поработав на уроках в
начальной школе, предложили пополнить
критериальную базу исследования школы. Были
введены критерии: «субъектность учителя»,
«ситуация неопределенности на уроке» и
«принципиальная открытость школы». Об этих
критериях заговорили все разом: эксперты из
Москвы, Орска и Владивостока – после посещения
занятий в начальной школе и детском саду.
К концу дня были сформулированы риски развития
экспертируемой школы. В экспертное заключение
вписали четыре основных. Проблема обучения
выбору. Проблема показателей эффективности
свободного образовательного пространства.
Проблема системности свободного
образовательного пространства. И проблема
разграничения ученической свободы и
безответственности в образовательном
пространстве школы.
Теперь школе предстоит осмыслить эти проблемы
как ресурсные – в этом один из главных смыслов
общественной экспертизы, задуманной и
проведенной самой школой.
P.S.
О родительском выборе
Галина Цукерман, ведущий научный
сотрудник Института психологии РАО, доктор
психологических наук:
– В сущности, сегодня родители сказали, что их
союз со школой оказался счастливым. Что
объединяло все родительские высказывания? Все
один за другим говорили о том, что не с их детьми,
а с ними лично случилось в этой школе. Это были
родители, желающие и готовые самоизменяться. Это
редчайшее явление, и оно не связано с их
образовательным уровнем: «Я научился играть со
своим ребенком»; «Я поняла, что знания не самое
главное, а раньше, как физик-математик, была
уверена в обратном»; «Я испытываю трудности,
потому что моя взрослеющая дочь, пожив несколько
лет в школе, рассчитывает на уважение. Мне трудно,
но я понимаю, что для нее и для меня это важно». То
есть все родители свидетельствовали о
собственном личностном росте. Такая встреча
семьи и школы практически невозможна. Но она
есть.
Владимир, Якутия, Мончегорск,
Астрахань, Краснодар, Элиста, Владивосток... С
учетом представителей руководящих органов
образования, научных работников, детей всего
экспертов было 106 человек
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|