Первая тетрадь
политика образования
|
АРИФМЕТИКА ВМЕСТО
ЭКОНОМИКИ
Даже если платить меньше, педагоги из школы
не уйдут
Таковы данные исследования, проведенного
Центром социологических исследований МГУ. Оно
называлось «Оценка социальных последствий
реформы для учителей»; социологи опросили около
4500 педагогов в 31 субъекте Российской Федерации.
У большинства наших учителей разряд ЕТС не выше
тринадцатого. Что это означает для учительского
кошелька, объяснять не надо. При этом средний
стаж работы педагога – 19 лет (у директоров – 22
года)! Как это совместить, как объяснить, что за
два десятка лет работы учитель не может получить
заработок повыше даже в пределах заниженных
ставок ЕТС? Не случайно возникает другая цифра –
только 14% учителей надеются, что в обозримом
будущем они станут получать больше и
соответственно повысится престиж профессии.
По результатам исследования, средняя зарплата
учителя в школе – 4812 рублей в месяц. Средняя
зарплата директора – 6912 рублей. Конечно,
оперировать усредненными данными не всегда
корректно, но по редакционной почте мы знаем, что
дела обстоят именно так. Отсюда – подсобные
хозяйства, работа на полторы, а то и на две ставки
(если они есть). Даже в таких «продвинутых»
регионах, как Самарская область, где идут
образовательные эксперименты, на которые
выделяются немалые средства, зарплата учителей
– все те же 3–4 тысячи рублей. Учителя пополняют
свой бюджет доплатами за классное руководство,
проверку тетрадей, так называемое «заведование
кабинетом», но доля этих доплат столь мала –
около 20% от общего дохода, что считать их реальной
помощью невозможно.
При этом заработок каждого четвертого
российского учителя едва покрывает прожиточный
минимум – 23,8% получают менее 3000 рублей. Больше 5000
рублей получают только 29,4% опрошенных. А у 88%
учителей зарплата является основным и во многих
случаях единственным источником дохода.
Иногда говорят: «Если учителям так мало платят,
почему же они не уходят из школы? Почему
позволяют так к себе относиться?»
Вопрос справедлив, но только в устах человека,
который не представляет себе реального
положения дел в школе.
«Сегодня в российском образовании нет случайных
людей, – пишут авторы исследования. –
Большинство их них выбрали себе эту профессию
еще в детстве. У них было представление, что
именно учительский труд соответствует их
интеллектуальным возможностям и характеру, что
преподавательская деятельность позволит им
полностью реализовать на практике свои умения и
возможности».
Есть и еще одно объяснение: 71,1% учителей и 69,4%
директоров не имеют другого опыта работы, кроме
школы. А средний стаж, напомним, около 20 лет. Куда
пойдешь, на какое место работы, если отдал школе 20
лет жизни.
«Ухудшение… материального положения не
вытолкнет большинство педагогов из школы, –
пишут социологи. – Часть из них, наиболее
преданные своему делу, будут продолжать работу
на любых условиях».
Есть ощущение, что авторы новой системы оплаты
труда учителей читали это социсследование,
прежде чем приступить к своему проекту. Правда,
кажется, они не учли одной детали – сегодня лишь
10% работников образования готовы
порекомендовать своим детям выбрать профессию
учителя…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|