Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена
|
ДОМАШНИЙ АРХИВ
Саврасов вернулся
Не чудо ли: мы открываем
художника, чьи картины знакомы нам с пеленок
«Земля ведь рай – и жизнь тайна…»
А.К. Саврасов
В декабре минувшего года в Москве
открылась выставка Саврасова. И вот уже третий
месяц в Инженерном корпусе Третьяковки не
протолкнуться. Внизу, где торгуют альбомами и
открытками, то и дело слышится: «Саврасова
разобрали…» Сотни, тысячи людей приходят каждый
день, чтобы увидеть, как грачи прилетели в село
Молвитино, как Волга разлилась под Ярославлем,
как радуга встает над селом, как туча вот-вот
уйдет и солнце преобразит пустынный проселок с
тревожными ветлами…
Некоторые приходят и во второй, и в третий раз,
хотя билеты на выставку не назовешь дешевыми.
Рецензенты в газетах гадают о причинах
«саврасовского бума» в Москве. Версии
высказываются самые экстравагантные: от
медицинских (зимняя депрессия) до экономических
(рост цен на работы русских мастеров ХIХ века на
зарубежных аукционах). Напоминают и о
политическом моменте – мол, если последняя
большая выставка Саврасова была при Сталине, в 1947
году, то и сейчас такая экспозиция – верная
примета того, что вот-вот начнут сажать
космополитов.
Но если заглянуть в книгу отзывов, что по
старинному обычаю лежит на выставке, то
откроется целое море ответов на вопрос, почему
люди идут и идут к Саврасову. Тут у каждого – своя
особенная причина, свой порыв любви или своя
затаенная боль. О многом можно лишь догадываться
по этим записям. Всего ведь в общей тетради не
выскажешь, да и есть в притяжении к Саврасову
что-то такое, чего и высказать невозможно.
Тут и детская жалость к мокрым вербам, и память о
первой любви, нахлынувшей вместе с сырым
мартовским ветром, и воспоминание об одиноких
вечерах в районной гостинице, где убогий быт
скрашивала копия саврасовской картины на стене.
Как в стихах у Алексея Решетова:
Ты только что встал на постой,
Прилег на казенной постели.
Приходит Саврасов седой,
Грачи, говорит, прилетели…
Прекрасна эта книга – книга отзывов на
выставке Саврасова. На месте сотрудников галереи
я издал бы ее как роман. Роман о всех, кто был на
выставке и кто не был, и о тех, кто может посетить
эту выставку лишь в мечтах, листая послевоенный
альбом с репродукциями.
«Были. Причастились. Ушли просветленные…»
Анна из Петербурга: «Открыла для себя нового
Саврасова. Как нужна нам красота в этой жестокой
жизни…»
Студенты МГУ: «В изумлении полном уходим, чтобы
вернуться. Оказывается, Саврасов – это не только
“Грачи прилетели”.
Таймураз из Южной Осетии: «Подольше не
закрывайте эту выставку, пока ее не посетят все
жители бывшего СССР! Она необходима как воздух!»
Андрей из Москвы: «…Что мы видим? Русь серую,
убогую, тихую, печальную, застенчивую – ту, что
презирали и старались уничтожить. Прошли годы и
столетия. И что? Эта Русь удивительно жива;
трогательная, она хватает за сердце и вызывает
бурю чувств, воспоминаний и умиления…»
Вера и Людмила из Пскова: «Мы уходим с выставки,
унося с собой частичку внутреннего свечения,
которое открылось нам, наблюдая картины
Саврасова. Картины – продолжения тебя самого…»
Школьники из Нижнего Тагила: «Открыли для себя
совершенно нового удивительного художника –
незнакомого, но очень близкого и родного…»
Геологи из Красноярска: «Картины Саврасова
перевернули наши души, хочется часами любоваться
на них и думать, думать…»
Второклассница Илона из Звенигорода: «Дорогой
Алексей Кондратьевич! Мне очень понравились
работы твои. Особенно «Грачи прилетели» и «Лес в
инее». Огромное спасибо. Я еще приду!»
Сухарева башня в Москве. 1872.
…Возвращаясь с выставки Саврасова, я
почему-то вспомнил один давний фильм, он до сих
пор мне нравится – «Сто дней после детства». Там
вожатый в пионерлагере показывает вечером
ребятам слайд с леонардовской Джокондой. Вожатый
просит их подумать над загадкой этой картины, а
ребята говорят: ну какая тут загадка, сидит себе
женщина да смотрит, да немного улыбается. Ничего
загадочного. А вожатый все убеждает подростков:
думайте, вглядывайтесь, ведь сотни лет люди
ломали головы над таинственной улыбкой
Джоконды…
Когда я в юности смотрел этот фильм, то
благоразумно был на стороне вожатого. Ну как не
считаться с тем, что общепринято. А теперь мне
вдруг подумалось, что ребята правы. Они сидели на
скамейках, еще теплых от недавно погасшего
летнего дня. Над ними были звезды, цикады вокруг
звенели, прохладой веяло с реки. Вокруг все было
исполнено истинными, вселенскими тайнами, а их
мучили Джокондой! (Сегодня, наверное, их мучили бы
«Черным квадратом» К.Малевича.)
Как хорошо, что Саврасовым никого никогда не
мучили. Даже когда мы писали сочинения в школе,
учителя не говорили о символах и подтекстах и не
требовали от нас что-то разгадывать. Они просто
прикрепляли репродукцию картины Саврасова
повыше, чтобы и с последней парты были видны
грачи, и говорили: «Напишите про весну…» И мы
писали, грызли ручки, поглядывая то на картину, то
на соседку по парте, то за окно, где росли такие же
березы, как у Саврасова.
Правда, не было за нашим школьным окном храма с
колоколенкой, и не звенели колокола, но звенели
трамваи. И звон этот был вешним и свежим,
совершенно саврасовским. Зимой ведь трамваи
почему-то не звенят. Они начинают звенеть в
апреле, когда грачи прилетают.
Вот вам и загадка, над которой можно размышлять
до самого звонка на перемену. А можно и всю жизнь
вспоминать с радостью о том, что есть, непременно
есть какая-то связь между грачами и трамваями.
Та репродукция, которую доставала откуда-то из
глубины шкафа наша учительница литературы
Капитолина Михайловна Толмачева, была наклеена
на картон. Он потемнел от времени, и оттого сквозь
саврасовскую весну проступала поздняя осень.
Теперь мне даже непонятно, каким чудом эта
бедная, пожухлая на углах репродукция
производила на нас такое же впечатление, как если
бы мы перенеслись в Третьяковскую галерею. (Вот
еще одна тайна!)
Это сейчас я увидел, что репродукции Саврасова,
даже самые качественные, доносят лишь эхо
оригинала. Особенно трудно им передать
саврасовские дали. А эти дали, просторы, полные
воды, неба, воздуха... Саврасов почти не писал
закрытых пространств – дворов, улиц, тем более –
интерьеров. Его картины как вздох странника. Так
и слышишь голос Алексея Кондратьевича,
обращенный к ученикам: «Что вы тут сидите в
духоте? Ступайте в природу. Уж распустился дуб… В
Сокольниках фиалки цветут, а вы…»
Он был профессором в Училище живописи, ваяния и
зодчества, но учил он странно – никого не
наставлял, не ругал, не поправлял. Один из его
любимейших учеников, Константин Коровин,
вспоминал: «Алексей Кондратьевич был огромного
роста и богатырского сложения. Карие глаза
выражали беспредельную доброту и ум. Человек он
был совершенно особенной кротости. Никогда не
сердился, говорил застенчиво и робко, как-то не
сразу…»
Если другие профессора заставляли своих
воспитанников целыми днями копировать старых
мастеров, рисовать гипсовые головы и натурщиков,
то Алексей Кондратьевич, наоборот, гнал учеников
из натурных классов и хлопотал лишь о том, чтобы у
каждого были добротные высокие сапоги для
хождений по весенним перелескам. Разглядывая
этюды, он говорил: «А вот тут замучено, старался
очень – не надо стараться…»
Его спрашивали: «А как же писать, с чего
начинать?»
«Не знаю, – опустив глаза, говорил Алексей
Кондратьевич. – Нужно любить… Знайте веру,
надежду и любовь – остальное приложится…»
Из саврасовской мастерской были видны
сокольнический парк, церковь Фрола и Лавра, а
далеко на горизонте лежал синий лес. Отсюда, из
этой скромной мастерской, выйдет весь ранний
русский импрессионизм, великий Левитан и
блистательный Коровин. Но тогда они были
мальчишками и не в силах были защитить своего
профессора. Алексея Кондратьевича за нарушение
распорядка и методики преподавания лишили
звания, должности, казенной квартиры. Это
несчастье совпало с трагедиями в семье. Саврасов
остался совсем один.
Дельцы от искусства пользовались безвыходным
положением Алексея Кондратьевича и платили ему
за картины гроши, а иногда и вовсе расплачивались
бутылкой водки. Только вера и смирение
удерживали художника от самоубийства.
Встретив однажды на улице Коровина, он сказал:
«Костенька, не сердись – болен я. Я приду к вам,
когда поправлюсь. Вот довели меня, довели… Пойми,
я полюбил, полюбил горе… Пойми – полюбил
унижение… Пойми. Я приду. Прощай. Не провожай
меня…»
Саврасов умер в земской больнице под Москвой 26
ноября 1897 года. Из училища, где он преподавал
столько лет, на похоронах был лишь отставной
солдат Плаксин, служивший в училище сначала
сторожем, а потом швейцаром. В те дни ударили
морозы, и Плаксин вспоминал, как таким же зимним
утром в училище хлопали двери и на пороге
появлялся Алексей Кондратьевич – в башлыке, с
заиндевевшей бородой и усами. Плаксин ставил
самовар, а Саврасов потирал свои большие озябшие
руки: «Да-да, зима… Как сады покрылись инеем! У
меня из окна виден забор и около – бузина, тоже в
инее. И колодец заледенел. Какие формы!.. Я и в
Швейцарии был, и в Италии. В Италии, конечно, небо
прекрасно. А у нас разве нет неба?.. Ты пойми его,
полюби. Тут оно и откроется…»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|