Третья тетрадь
детный мир
|
СЕМЕЙНЫЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Александр ЛОБОК,
доктор психологических наук
Я тебе запрещаю!
Часто мы говорим это, когда не
знаем, как поступить. Но запрет запрету рознь
Рассуждая о запретах в воспитании, мы
нередко забываем о том, что нет запретов вообще, а
есть совершенно разные группы запретов, и у
каждой свои законы функционирования.
Четко выделяются три основные группы
запретов: абсолютные, условные, необоснованные. И
самая распространенная ошибка происходит тогда,
когда родители, например, пытаются все без
исключения запреты подавать как абсолютные. Или
наоборот: превращают в предмет бесконечного
обсуждения любые, в том числе нравственные,
запреты. Или не понимают того, что какой-то
вводимый ими запрет вообще является
необоснованным.
Первая группа – это абсолютные запреты.
Например, нравственные максимы и нравственные
табу. Они могут быть общечеловеческими или
относящимися к какой-то определенной традиции.
Их следует исполнять по той простой причине, что
мы принадлежим некоей культуре (любая семья
придерживается определенных норм и правил), и это
стиль жизни семьи, дома, доставшийся нам в
наследство.
«В нашей семье так не принято!» – это, пожалуй,
самый сильный аргумент, который может услышать
ребенок. Потому что, если он нарушает некие
неписаные законы семейного уклада, он как бы
обрекает себя на изгойство.
Очень много таких запретов ребенок усваивает в
совсем нежном возрасте как естественные правила
повседневной жизни. Как сумму очевидных действий
в той или иной ситуации. Поступить по-иному
невозможно, мешает некое внутреннее «нельзя».
Почему нельзя? Да потому, что у нас так не принято!
В разных домах, как и в разных культурах, такие
запреты совершенно разные. Но они обязательно
должны быть. Соблюдение данной группы норм
позволяет человеку идентифицировать себя как
представителя той культуры, в которую он был
погружен с детства.
Если же система культурных запретов не была
сформирована вовремя, человеку приходится
самому формировать в себе эти внутренние
ограничения и правила. И наоборот: некоторые
культурные нормы и привычки, сформированные в
детстве, приходится порой преодолевать всю
жизнь, когда самоидентификация взрослого
человека вступает в конфликт со стереотипами
семейной среды.
Именно эти культурные ограничения и табу
составляют нравственный фундамент воспитания,
на котором только и можно строить подлинные
взаимоотношения между взрослыми и детьми. Но
таких запретов не должно быть слишком много.
Вторая группа запретов – условные,
обсуждаемые запреты или запреты-рекомендации,
которые в принципе могут быть оспорены или стать
предметом дискуссии. Например, запрет на
просмотр каких-то фильмов или на компьютерные
игры. Эти запреты нужно всякий раз максимально
подробно объяснять ребенку. Но и контраргументы
ребенка необходимо выслушать самым внимательным
образом. Суметь понять их, а подчас и согласиться.
Ведь эти запреты чаще всего касаются каких-то
форм и способов деятельности, самореализации
ребенка. Всякий раз лучше тысячу раз подумать: а
стоит ли запрещать то, что мы пытаемся запретить?
У ребенка должно быть четкое ощущение, что он
имеет право возражать и отстаивать свои позиции.
В любом случае это те запреты, которые требуют от
взрослого максимально развернутого и подробного
обоснования, являются знаком уважения к личности
взрослеющего ребенка. И вводить их следует не в
жесткой императивной форме «нельзя!», а «я думаю,
этого не стоит делать». И тут же разъяснить
возможные риски и негативные последствия,
которые могут произойти в связи с данным
действием. Ребенок должен чувствовать, что
такого рода запрет – способ заботы о нем,
проявление родительской тревоги, а не попытка
утвердить свою родительскую власть. Здесь
возможны и даже необходимы дискуссии и споры
между взрослыми и ребенком. Если они будут
честными, без запрещенных психологических
приемов давления «по праву старшего» – лучшей
практики развития взаимопонимания в семье не
придумаешь.
Потребность в обсуждении обоснованности тех или
иных запретов возникает у ребенка не сразу. Но
когда разговор идет с подростком, каждое
«нельзя» должно быть особенно внятным. Потому
что подростковость – возраст рефлексивного
мышления. И взрослеющая личность имеет
безусловное право на обоснование любых внешних
по отношению к нему требований. Наличие таких
обоснований – возможность избежать
подростковых конфликтов.
И наконец, третья группа –
необоснованные запреты. За ними обычно
проглядывает явное желание взрослых
самоутвердиться за счет ребенка, почувствовать
свою власть над ним, полностью
проконтролировать. Такие запреты вводят не
потому, что они содержательны и существенны, а
потому, что это такая форма насилия и
превосходства. Взрослые довольно часто
прибегают к таким унижающим ребенка запретам,
отыгрывая на нем переживания собственного
детства.
По сути, проигрывается ситуация внутрисемейной
«дедовщины». «Почему нельзя?» – «Потому что я так
сказал! Я в доме хозяин! А не будешь слушаться –
получишь ремня!» И неудивительно, что эти запреты
становятся предметом жестких конфликтов между
родителями и детьми. Они вообще не имеют права на
существование , но, к сожалению, довольно часто
встречаются в семейной практике.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
«Если мы устанавливаем деспотические
правила и требуем подчинения, мы упускаем
великую возможность. Ответственность рождается
не в условиях злобного подчинения, а тогда, когда
ребенок чувствует, что его уважают как личность,
и знает, что окружающие нуждаются в нем. Если мы
требуем от наших детей больше того, что они могут
сделать, единственный вывод, к которому они в
результате придут, – взрослые сильнее. Если же мы
занижаем наши требования, мы лишаем их
возможности почувствовать, что и они могут
внести вклад в общее дело».
Эда Ле ШАН, педагог-психолог,
автор книги «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
«Ограничения, требования, запреты
обязательно должны быть в жизни каждого ребенка,
но...
Правило 1. Они должны быть гибкими...
Правило 2. Родительские установки не должны
вступать в явное противоречие с важнейшими
потребностями ребенка.
Правило 3. Тон, которым сообщено требование или
запрет, должен быть скорее дружественным, чем
повелительным».
Юлия ГИППЕНРЕЙТЕР,
доктор психологических наук,
автор книги «Как общаться с детьми»
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|