Вторая тетрадь
школьное дело
|
ОБОЗРЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
СЧто говорят папы и мамы наших учеников
о родительских собраниях? «Моего опять
отчитывали», «Моя домашнее задание не сделала»,
«Мой с уроков сбежал». Информативно? Вполне.
Скучно? Да. А как можно сделать родительское
собрание по-настоящему интересным?
Об этом – статья заместителя директора по
методической работе, учителя русского языка и
литературы московской школы № 1026 Наталии
Хомутовской «Все будет хорошо!» («ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ», № 1 за 2006 год). «Это должны быть встречи
единомышленников, где никто не услышит слов “не
учит”, “не делает”, “не хочет”», – пишет
Хомутовская.
Зато, оказывается, можно провести родительское
собрание вместе с детьми, обсудить подготовку к
турпоходу. Или по-другому – с пирогами, тортами и
печеньем, которые испекли мамы, бабушки и сами
дети. И не надо ждать 8 Марта!
Помните, как главная героиня фильма «Ирония
судьбы…» говорила: «Я учу детей думать»? Так как
же действительно учить детей думать, а не
преподавать сухую дисциплину – математику,
физику, литературу?
Может показаться, что учителя литературы здесь в
выигрышном положении. Прочитал ученик «Бесов»
или «Войну и мир» – хочешь не хочешь, а думать
придется. Но этого мало – важен диалог,
совместное осмысление прочитанного на уроке. Но
каким мастером должен быть учитель, чтобы
разговорить учеников, а самому остаться «за
кадром»!
Статья Александра Панфилова «О милый Гамлет,
сбрось свой черный цвет» («ЛИЦЕЙСКОЕ И
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2006 год)
показывает именно такую работу педагога. Что
делать, если ученик, как говорят, «ляпнул первое,
что на ум взбредет», или очевидно ошибся? Можно не
обратить внимания, можно объяснить, в чем ошибка.
Героиня статьи, учительница литературы,
предлагает другой вариант: задать ученику
вопросы, с помощью которых он сам проверит свое
утверждение на прочность.
Какое изобретение человечества самое полезное и
значимое? На каких «языках» разговаривает мозг?
Как сохранить и развить память? Как устроен
интеллект творческого человека? На эти вопросы в
том же номере журнала отвечает академик,
нейрофизиолог с мировым именем Наталья
Бехтерева в статье «Детектор ошибок и принцип
творчества».
Учебные компьютерные программы – как выбрать
эффективную? Все CD-диски в ярких обложках, на
каждой – радостный ученик за компьютером. А
между тем большую часть этих программ создавали
люди, далекие от школы. Вот и приходится
учителям-энтузиастам создавать программы под
конкретные потребности учеников и педагогов.
Учитель информатики Красногородской
агрошколы-интерната Виктор Яндола пишет
обучающие программы по заказу коллег. Ему
помогают продвинутые в информатике ученики.
«Взрослые и ребята становятся сотрудниками, –
говорит Яндола. – Им вместе хорошо, а это
дорогого стоит».
Но речь не о «побочных» педагогических эффектах
программирования, а о том, как педагогу научиться
создавать обучающие программы для себя. С опытом
такой работы можно познакомиться, прочитав
статью Виктора Яндолы «Состоится ли прорыв к
новому качеству образования на втором этапе
компьютеризации школ?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»,
№ 1 за 2006 год).
В этом же номере кандидат педагогических наук
Андрей Остапенко анализирует причины: почему
дети недовольны своими оценками (статья «Может
ли школьная оценка быть справедливой?»).
Говорят, что каких бы подходов к оцениванию ни
придерживался учитель, оценки все равно будут
расстраивать и ранить детей. А справедливое
оценивание невозможно.
«Возможно!» – уверенно отвечает автор. И
предлагает учителям воспользоваться особой
технологией, которая позволяет не только
сгладить недостатки различных подходов, но и
суммировать их достоинства.
Как быть, когда ты становишься свидетелем
дурного поступка одноклассника? Когда за
поступок одного человека наказан весь класс?
Когда твой друг, еще недавно имевший высокий
авторитет в классе, замечает, что в центре
внимания класса теперь совсем другой человек?
В жизни каждого школьника возникает множество
подобных ситуаций. Кандидат педагогических наук
Ольга Левина предлагает проигрывать эти
ситуации вместе с детьми, чтобы научить ребят
разрешать их, не обижая друзей, учителей и
родителей. В статье «Социально-педагогические
задачи-пробы для учеников средней школы»
(«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2006 год) Левина описывает
задания для отыгрывания типичных «завязок»
детских и детско-взрослых конфликтов: «Угроза»,
«Незваный гость», «Кто виноват?», «Не выбрали…»,
«Ложная солидарность», «Не могу понять»,
«Родители не обращают внимания»…
В сравнении с другими методика Левиной обладает
редким преимуществом: она дает детям возможность
увидеть неоднозначность человеческих поступков,
понять, что в одной и той же ситуации люди могут
вести себя по-разному – и в то же время одинаково
достойно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|