Вторая тетрадь
школьное дело
|
ОБОЗРЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
В.К.Дьяченко Новая дидактика. М.:
«Народное образование», 2001.
Трудно себе представить, что может быть
практичнее и реалистичнее книги из
«Профессиональной библиотеки завуча». Видимо,
поэтому первая же глава книги начинается с
разоблачения педагогических предрассудков. И с
прояснения сути основных понятий, используемых в
педагогике: что такое обучение; дидактика. Ответы
кажутся очевидными, но автор, полемизируя с
современными учебниками по педагогике,
доказывает, что в этом вопросе происходит
большая путаница.
В следующих главах автор рассматривает формы
организации процесса обучения – как
традиционные (индивидуальная, парная и
групповая), так и принципиально новую: «общение в
парах сменного состава». Эта последняя форма
заключается в том, что каждый ученик по очереди
работает с каждым одноклассником. С точки зрения
этой организационной структуры автор и
рассматривает урок и другие формы учебных
занятий: лекции, экскурсии, консультации.
Если у читателя хватит терпения и силы воли, он
сможет подробно ознакомиться с разными
классификациями методов обучения. Однако в главе
«О выборе методов обучения» автор приводит
читателя к выводу о том, что со времен Коменского
существует всего один «традиционный, устаревший
метод обучения, который обеспечивает
одностороннюю, малоэффективную деятельность
учащихся». Тут же автор предлагает
альтернативный метод, позволяющий преодолеть
перечисленные недостатки, – это коллективный
способ обучения (КСО).
Большая часть книги посвящена подробным
доказательствам того, что способ обучения, когда
каждый обучает всех и все каждого, позволяет
значительно повысить результаты обучения.
Завучу, которому доказательства покажутся
убедительными, будет интересна глава «Методика
начинающего учителя»: там содержится пошаговая
схема занятия с теми учителями, которые начнут
осваивать новый для себя способ обучения.
Живая педагогика. Материалы
круглого стола «Отечественная педагогика
сегодня – диалог концепций». М.: «Народное
образование», 2004.
Книга представляет собой подробную
запись лекций, мастер-классов и дискуссий.
«Круглый стол» был далеко не ординарным событием
в педагогической жизни. Все привыкли к тому, что
представители разных педагогических школ и
концепций обсуждают свое видение проблем в узком
кругу единомышленников. Здесь же ученые и
педагоги-практики собрались для
продолжительного и содержательного диалога.
Учитель же, прочитав всего 270 страниц, не только
получит представление о самых интересных
современных российских педагогических
концепциях, но и «услышит» живые диалоги,
столкновение мнений. Причем имена участников
этих диалогов мы привыкли видеть на обложках
педагогических книг и статей: Сергей Поляков,
Вера Бедерханова, Ирина Демакова, Ирина
Колесникова, Наталья Селиванова, Евгения
Бондаревская, Александр Тубельский, Анатолий
Цирульников... И они спорят, подначивают друг
друга, признаются, что вопросов больше, чем
ответов.
Особенно запомнившиеся фразы мэтров составители
даже выделили в отдельный раздел в конце (откуда
и начинает перелистывать ленивый читатель):
«Концепция всегда в разводе с жизнью»;
«Педагогика – все то, чем занимаются люди,
считающие себя педагогами»; «Если мы хотим, чтобы
телега полетела, надо реорганизовать ее в
самолет»; «Мало что понимаю, но получаю истинное
удовольствие».
Последнюю фразу иногда повторяет про себя и
читатель: чтобы понять тексты некоторых
выступлений и лекций, приходится приложить
усилия. Недаром участники «круглого стола» на
прощание говорили о том, что «нужно выпустить
серьезный сборник, не в том смысле, чтобы его
читать никто не мог, а в смысловом отношении».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|