Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

У книжной полки

В.К.Дьяченко Новая дидактика. М.: «Народное образование», 2001.

Трудно себе представить, что может быть практичнее и реалистичнее книги из «Профессиональной библиотеки завуча». Видимо, поэтому первая же глава книги начинается с разоблачения педагогических предрассудков. И с прояснения сути основных понятий, используемых в педагогике: что такое обучение; дидактика. Ответы кажутся очевидными, но автор, полемизируя с современными учебниками по педагогике, доказывает, что в этом вопросе происходит большая путаница.
В следующих главах автор рассматривает формы организации процесса обучения – как традиционные (индивидуальная, парная и групповая), так и принципиально новую: «общение в парах сменного состава». Эта последняя форма заключается в том, что каждый ученик по очереди работает с каждым одноклассником. С точки зрения этой организационной структуры автор и рассматривает урок и другие формы учебных занятий: лекции, экскурсии, консультации.
Если у читателя хватит терпения и силы воли, он сможет подробно ознакомиться с разными классификациями методов обучения. Однако в главе «О выборе методов обучения» автор приводит читателя к выводу о том, что со времен Коменского существует всего один «традиционный, устаревший метод обучения, который обеспечивает одностороннюю, малоэффективную деятельность учащихся». Тут же автор предлагает альтернативный метод, позволяющий преодолеть перечисленные недостатки, – это коллективный способ обучения (КСО).
Большая часть книги посвящена подробным доказательствам того, что способ обучения, когда каждый обучает всех и все каждого, позволяет значительно повысить результаты обучения.
Завучу, которому доказательства покажутся убедительными, будет интересна глава «Методика начинающего учителя»: там содержится пошаговая схема занятия с теми учителями, которые начнут осваивать новый для себя способ обучения.

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ

Живая педагогика. Материалы круглого стола «Отечественная педагогика сегодня – диалог концепций». М.: «Народное образование», 2004.

Книга представляет собой подробную запись лекций, мастер-классов и дискуссий. «Круглый стол» был далеко не ординарным событием в педагогической жизни. Все привыкли к тому, что представители разных педагогических школ и концепций обсуждают свое видение проблем в узком кругу единомышленников. Здесь же ученые и педагоги-практики собрались для продолжительного и содержательного диалога. Учитель же, прочитав всего 270 страниц, не только получит представление о самых интересных современных российских педагогических концепциях, но и «услышит» живые диалоги, столкновение мнений. Причем имена участников этих диалогов мы привыкли видеть на обложках педагогических книг и статей: Сергей Поляков, Вера Бедерханова, Ирина Демакова, Ирина Колесникова, Наталья Селиванова, Евгения Бондаревская, Александр Тубельский, Анатолий Цирульников... И они спорят, подначивают друг друга, признаются, что вопросов больше, чем ответов.
Особенно запомнившиеся фразы мэтров составители даже выделили в отдельный раздел в конце (откуда и начинает перелистывать ленивый читатель): «Концепция всегда в разводе с жизнью»; «Педагогика – все то, чем занимаются люди, считающие себя педагогами»; «Если мы хотим, чтобы телега полетела, надо реорганизовать ее в самолет»; «Мало что понимаю, но получаю истинное удовольствие».
Последнюю фразу иногда повторяет про себя и читатель: чтобы понять тексты некоторых выступлений и лекций, приходится приложить усилия. Недаром участники «круглого стола» на прощание говорили о том, что «нужно выпустить серьезный сборник, не в том смысле, чтобы его читать никто не мог, а в смысловом отношении».

Елена ГРИГОРЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru