Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
 

Конфликт между детьми – это прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.
Алекcандр ЛОБОК

Детские конфликты

Борьба за лидерство… Попытка самоутверждения… Неадекватность… Причин у детских ссор много. А сколько существует способов их разрешения?

О конфликте можно говорить только тогда, когда происходит столкновение интересов, когда стороны отказываются от попыток взаимопонимания и занимают по отношению друг к другу деструктивную позицию.
Например, начинают ссориться или драться.
Детские ссоры, как правило, не попадают в зону учительского внимания. Отчасти и потому, что предполагается: это нормальное явление, которое не требует никакой специальной педагогической работы. Мол, обычное дело: поссорятся-поссорятся – и помирятся. Стоит ли обращать внимание на такие мелочи? Достоинство такого подхода, пожалуй, лишь в том, что детям не навязываются никакие образцы социальной коммуникации.
Однако если учитель обращает внимание на детские ссоры и вместе с детьми пытается разобраться в причинах, пройти по сложному психологическому лабиринту возникших обид и недоразумений, а главное – вместе с ними старается найти пути и способы, позволяющие максимально быстро перейти из состояния ссоры в состояние примирения, это дает ребенку бесценный опыт социального взросления в сотрудничестве со взрослым и весьма помогает строительству внутриклассного сообщества детей. Любая детская ссора – это проверка педагога на его педагогическую состоятельность, на его способность вступать в диалог с детьми и оказывать им действительную помощь.
То же самое относится и к детским дракам, с той лишь разницей, что детскую драку трудно не заметить. Однако как работать с детскими драками, многим учителям не очень ясно. Но значит ли это, что учитель должен занимать позицию спокойного созерцателя?
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по взаимодействию с детскими конфликтами.

1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дети получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка – это предельно ожесточенная точка межличностного конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное – детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.

2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать в школу родителей… Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дети делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в школе, будет продолжена за школьной границей, после уроков. И для каких-то детей драка такого рода будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым.

3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к драке, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения.
Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся каким-то универсальным педагогическим ходом – например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно.
Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дети. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.
В основе детских конфликтов может лежать борьба за лидерство; попытка самоутверждения; отыгрывание каких-то унижений; психологическая неадекватность; неспособность предъявить внутреннее переживание; неспособность слышать и понимать. А также множество других психологических нюансов, которые должен иметь в виду педагог или психолог, пытающийся разобраться в причинах конфликта. Детям, которых отличает повышенная агрессивность, требуется специальная психологическая помощь. Требуется работа с их страхами (которые чаще всего и оборачиваются повышенной агрессивностью), с их семейными проблемами. Довольно часто повышенная конфликтность – это признак высокой неуверенности в себе, маскирующейся столь специфическим образом. И чтобы уменьшить риск конфликтов, требуется работа на повышение уверенности в себе.
А иногда проблема заключается в том, что у ребенка понижен эмоционально-слуховой порог: он не чувствителен к боли и переживаниям другого человека, в нем не сформирована способность к сопереживанию. И тогда ключом к работе станет формирование и развитие этой способности. В любом случае, когда учитель просит драчунов максимально подробно описать друг для друга не просто события, которые привели к драке, а те переживания, которые ей предшествовали, а также те, которые сопровождали драку, это оказывается удивительно эффективным средством примирения, потому что это примирение через понимание. Но эффективность такого разговора опять же зависит от психологического такта и педагогической интуиции учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru