Вторая тетрадь
школьное дело
|
КОГДА МЫ НЕ СОГЛАСНЫ
ДРУГ С ДРУГОМ
Конфликт между детьми – это прежде
всего следствие их неумения построить отношения
друг с другом внутри какой-то совместной
деятельности или игры. Ведь любая совместная
деятельность или игра – проверка способности
людей согласовывать свои интересы, вступать в
отношения взаимопонимания и диалога, подчинять
свой интерес интересу общего дела. Но эта
способность у детей чаще всего не сформирована. И
важнейшая задача педагога – научить детей не
доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж
если конфликт случился – научить выходить из
него с минимальными потерями.
Детские конфликты
Борьба за лидерство… Попытка
самоутверждения… Неадекватность… Причин у
детских ссор много. А сколько существует
способов их разрешения?
О конфликте можно говорить только тогда,
когда происходит столкновение интересов, когда
стороны отказываются от попыток взаимопонимания
и занимают по отношению друг к другу
деструктивную позицию.
Например, начинают ссориться или драться.
Детские ссоры, как правило, не попадают в зону
учительского внимания. Отчасти и потому, что
предполагается: это нормальное явление, которое
не требует никакой специальной педагогической
работы. Мол, обычное дело: поссорятся-поссорятся
– и помирятся. Стоит ли обращать внимание на
такие мелочи? Достоинство такого подхода,
пожалуй, лишь в том, что детям не навязываются
никакие образцы социальной коммуникации.
Однако если учитель обращает внимание на детские
ссоры и вместе с детьми пытается разобраться в
причинах, пройти по сложному психологическому
лабиринту возникших обид и недоразумений, а
главное – вместе с ними старается найти пути и
способы, позволяющие максимально быстро перейти
из состояния ссоры в состояние примирения, это
дает ребенку бесценный опыт социального
взросления в сотрудничестве со взрослым и весьма
помогает строительству внутриклассного
сообщества детей. Любая детская ссора – это
проверка педагога на его педагогическую
состоятельность, на его способность вступать в
диалог с детьми и оказывать им действительную
помощь.
То же самое относится и к детским дракам, с той
лишь разницей, что детскую драку трудно не
заметить. Однако как работать с детскими драками,
многим учителям не очень ясно. Но значит ли это,
что учитель должен занимать позицию спокойного
созерцателя?
В педагогической практике можно выделить три
основные стратегии по взаимодействию с детскими
конфликтами.
1. Стратегия игнорирования. Несомненно,
что дети получают при этом определенный опыт
социального конфликта, но едва ли получают опыт
социального примирения. Если не помочь
враждующим сторонам услышать и понять друг
друга, сами они этому, как правило, не научаются.
Драка – это предельно ожесточенная точка
межличностного конфликта, и абсолютное
большинство драчунов сами не понимают, почему их
тянет драться. Так что если детские драки
игнорировать, они будут возобновляться снова и
снова. А главное – детские души будет разъедать
растущее чувство взаимной ненависти.
2. Стратегия подавления и наказания. Наиболее
простая и распространенная стратегия: драчунов
отругать, развести по углам, примерно наказать,
вызвать в школу родителей… Такая стратегия
приводит к тому, что явные конфликты затухают, но
некоторые дети делают из этого вывод, что
выяснять отношения с помощью кулаков нужно
тайком, в укромном месте. Драка, не законченная в
школе, будет продолжена за школьной границей,
после уроков. И для каких-то детей драка такого
рода будет признаком дополнительного геройства:
это уже не только драка друг с другом, но и
заочная драка с наказывающим их взрослым.
3. Стратегия сотрудничества. Самая
сложная и самая эффективная стратегия, состоящая
в том, что взрослый помогает детям разобраться в
их внутренних переживаниях, которые привели к
драке, и вместе с ними пытается изобрести и
опробовать различные способы примирения.
Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся
каким-то универсальным педагогическим ходом –
например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему
интересным совместным делом. Но только тогда,
когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом
случае опыт такого примирения заведомо
поверхностный и помогает лишь ситуативно.
Ведь конфликт – всего лишь маркер каких-то
внутренних напряжений, которые переживают дети.
Особенно если конфликты возобновляются снова и
снова, если ребенок отличается повышенной
конфликтностью.
В основе детских конфликтов может лежать борьба
за лидерство; попытка самоутверждения;
отыгрывание каких-то унижений; психологическая
неадекватность; неспособность предъявить
внутреннее переживание; неспособность слышать и
понимать. А также множество других
психологических нюансов, которые должен иметь в
виду педагог или психолог, пытающийся
разобраться в причинах конфликта. Детям, которых
отличает повышенная агрессивность, требуется
специальная психологическая помощь. Требуется
работа с их страхами (которые чаще всего и
оборачиваются повышенной агрессивностью), с их
семейными проблемами. Довольно часто повышенная
конфликтность – это признак высокой
неуверенности в себе, маскирующейся столь
специфическим образом. И чтобы уменьшить риск
конфликтов, требуется работа на повышение
уверенности в себе.
А иногда проблема заключается в том, что у
ребенка понижен эмоционально-слуховой порог: он
не чувствителен к боли и переживаниям другого
человека, в нем не сформирована способность к
сопереживанию. И тогда ключом к работе станет
формирование и развитие этой способности. В
любом случае, когда учитель просит драчунов
максимально подробно описать друг для друга не
просто события, которые привели к драке, а те
переживания, которые ей предшествовали, а также
те, которые сопровождали драку, это оказывается
удивительно эффективным средством примирения,
потому что это примирение через понимание. Но
эффективность такого разговора опять же зависит
от психологического такта и педагогической
интуиции учителя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|