Вторая тетрадь
школьное дело
|
РАБОТА С УЧЕБНЫМИ
ТЕКСТАМИ
В школах вовсю идет подготовка к
выпускным экзаменам. Правда, учителя уже давно
отчаялись понять, что именно дети «должны» знать,
чтобы успешно написать контрольные и тесты –
объем требуемой к запоминанию информации так же
велик и разнообразен, как наша Родина; выучить
весь программный материал невозможно.
Но как же быть? Может ли педагог помочь своим
ученикам, защитить от случайностей? Пожалуй, одно
из главных умений, которое необходимо при работе
на любых письменных экзаменах – умение понимать
задание. Это особенно важно при работе с тестами,
ведь с ними каждый остается наедине, не имея
возможности уточнить что-то у учителя. О том, как
можно научить понимать вопросы к заданиям, мы и
поговорим.
Незадачники
Почему ученики выхватывают из
текста учебников не те слова, которые несут
смысловую нагрузку, а те, которые им понятны
Практически ежедневно учитель
сталкивается с тем, что дети не понимают,
казалось бы, простых текстов: задач, заданий к
упражнениям, вопросов в учебнике. Не вдумываясь в
смысл прочитанного, а очень часто и вовсе не
читая текст, дети методом случайной выборки
выхватывают из текста наиболее понятные им
слова: «спишите», «решите», «перескажите», – те,
которые чаще всего встречаются в школьных
учебниках. И в соответствии с ними сами
домысливают задания, стараясь для доступности
придать им наиболее понятные очертания, знакомые
чуть ли не с первого класса. Так ребенку понятнее,
привычнее. Он невольно домысливает задание
учебника или переиначивает его, потому что не
привык к самостоятельной работе с текстом, не
привык критически оценивать каждое предложение,
каждое слово, но зато привык методично и довольно
стереотипно выполнять по знакомой инструкции,
данной учителем, однотипные задания. Так ему
проще. Так бывает проще и учителю. Но от этого
страдает критический и самостоятельный подход к
заданиям и вопросам, от понимания которых
зависит успешность ученика.
Беда заключается еще и в том, что большинство
современных детей, к сожалению, либо не читают
совсем, либо читают мало, медленно, чаще всего
из-под палки. Книга, конечно, менее
привлекательна в глазах ребенка по сравнению с
компьютером или телевизором.
Но и с ними конкурировать можно. Просто чтение
нужно сделать увлекательным. Например, дочитав
до интересного места, остановиться и попробовать
предсказать дальнейшие действия героев и
развитие сюжета. Тут, кстати, окажется очень
важным, понял ли ребенок содержание предыдущих
страниц.
Безусловно, с самыми младшими стоит начинать с
простых фактологических вопросов: «О ком
говорится в тексте? Куда пошел главный герой?
Зачем? Где он жил?» – и так далее, а затем,
постепенно включая воображение ребенка,
переходить к более трудным абстрактным вопросам,
касающимся анализа поступков героев, смысла
произведения, авторской позиции. На данном этапе
эмоциональность, воображение, подвижность
ребенка можно и нужно превратить из помехи в
средство восприятия текста. Очень важно
выслушивать ребенка, не перебивать его.
Обязательно выделять и всячески поощрять
оригинальные, нестандартные точки зрения,
постепенно убеждая детей: в литературе не бывает
неправильных ответов, всякий ответ верен, если он
обоснован.
Обращать внимание на такую работу необходимо,
по-моему, даже больше, чем на технику чтения.
Бегло читать любой ребенок все равно рано или
поздно научится. Понимать же прочитанное ребенок
может так и не научиться.
Понимание прочитанного можно воплощать в
детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок.
Полезным и интересным может быть пересказ текста
от имени одного из героев с оценкой
произошедшего именно с его точки зрения.
Например, пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и
рыбке» с точки зрения старухи или с точки зрения
рыбки. Интересной работой является чтение по
ролям, когда ученикам необходимо подчеркивать
характер своего персонажа.
Творческий подход к тексту необходим не только
на уроках чтения, но и математики. Не стоит
забывать, что задача – это один из самых
распространенных текстов в школе, а решение
задачи на девяносто процентов состоит в умении
ее понять. Очень часто, чтобы понять задачу,
необходимо в глазах ребенка оживить ее, сделать
личностно значимой. Например, у нас задача на
движение: один поезд сближается с другим. Разбор
задачи можно начать так: «Скажи, Вова, на чем ты
любишь кататься?» Двух-трех вопросов будет
достаточно, чтобы ребенок нарисовал себе
картинку: он едет на поезде, навстречу ему –
сосед по парте Васька на более медленном поезде,
где-то на середине пути они встретятся. Чтобы
избежать столкновения, нужно посчитать, через
сколько часов это произойдет, и предотвратить
катастрофу.
Понятные ребенку образы, эмоциональная
окрашенность облегчают понимание задачи, а самое
главное – учат детей не бояться работать с
текстом задачи.
Снятие комплекса текста, страха перед чтением –
залог успеха. Нужно быть откровенным: очень часто
дети не читают, потому что боятся. А неудачи,
закрепленные в начальной школе, тормозят ребенка
в старших классах. Объяснить их, разобраться с
ними самостоятельно он не в состоянии; и тут же,
как грибы после дождя, возникают новые проблемы:
не может прочитать задания по русскому языку, не
понимает параграфа по биологии, не доходит смысл
теоремы. Ряска смыкается, и ученик вязнет в одном
большом комплексе перед любым текстом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|