Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ 

Продолжение. Начало в № 1, 2, 2006 г.

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Базовый минимум в максимальном освоении

Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

Часть вторая

Впредыдущих публикациях речь шла о том, что работа над новой учебной темой начинается с этапа избыточной информации. После того как ученики заинтересовались, учитель предлагает им приступить к освоению базового минимума. При этом нужно уметь четко выделить в массиве новых знаний самое главное. Дети на этом этапе выходят к доске по пять-шесть человек.

Короткие шаги в быстром темпе

Учитель может опасаться, что на коллективную работу у доски будет уходить много времени. Но эти опасения оправдываются разве что в начале урока: сам учитель не очень расторопен, внимания не хватает. А ученики, удивляясь одинаковому для всех заданию, не торопятся идти к доске. Потому может происходить некоторая потеря времени. Это состояние непривычности проходит уже при второй-третьей подгруппе, вызванной к доске.
Первая же подгруппа, отошедшая через минуту от доски (а больше чем на 60 секунд задания давать не следует), убеждается, а с ней и весь класс, что хотя задание было одинаковое для всех, но выполнили его все по-разному. И заработали разное количество баллов-очков-рублей-копеек-конфеток. (Именно заработали. Положили в свою ученическую копилку, пусть это даже один балл. Первые пробные ученические шаги, попытки сделать эти шаги самостоятельно несправедливо наказывать «штрафом» – двойкой в журнал. Первый шаг ученик сделал как мог. Пусть даже совсем неудачный, заработал в худшем случае ноль. Но он может оглянуться на других исполнителей и понять, почему у него нулевой результат.)
Короткие шаги в быстром темпе позволяют учителю предоставлять учащимся, наиболее затрудняющимся в понимании задания, возможность подходить к доске чаще успешных детей и наконец преодолеть возникшую трудность. «Прейскурант стоимости» попытки может иметь подвижную шкалу. Сначала принимается в расчет только самое главное, самая суть задания. Все остальное указывается как дополнительные достоинства или недостатки, но на баллы не влияет. По мере освоения базового минимума число заработанных баллов может зависеть от малейшей небрежности, а не только от неточности по существу вопроса.
Многократность попыток позволяет каждому ученику не только учиться на своих ошибках, но и пользоваться опытом других. А логика дидактических ходов обеспечивает усвоение базового минимума всеми учениками за короткий срок и тут же, прямо на уроке.

Минимум один, но у каждого свой

«Дух» второго блока – строгое следование принципу отбора учебной информации «базового минимума» в новой теме.
Но даже такой вроде бы очищенный объективный минимум не может быть полностью освобожден от субъективности, непредсказуемости восприятия каждым ребенком. Учителям трудно привыкнуть к тому, что нарушающая их планы субъективность, как правило, увеличивает, а не уменьшает ценность познаваемого.
Педагогическая практика, деятельность по передаче знаний показывают, что даже самая маленькая истина, сентенция, транслируемая информация воспринимаются разными «приемниками»-людьми по-разному. Чем сложнее, уникальнее (а не только умнее) «приёмник», тем неожиданнее его реакция. Педагогу следует этого ожидать и радоваться, если это происходит.
И не огорчаться, неожиданно получив неверный ответ ученика. Всякий неверный, с точки зрения учителя, ответ мы можем воспринимать как оригинальный. На чем строится эта оригинальность, не всегда удается понять сразу. Помощь соучеников тут незаменима. Оригинальничание учеников имеет ту возрастную (как и «невежественную») особенность, что оно воспринимается и понимается сверстниками, как говорится, запросто. И только через какой-то промежуток времени это «своеобразие» ответа становится понятным взрослому образованному учителю.
Возможно, «учить учителя учительствовать» следует начинать с утверждения, что знать и помнить все не может и не обязан никто. Каждого человека (и учителя в том числе) следует приучать рассуждать. При нехватке сведений предлагать «тайм-аут», чтобы поискать необходимые для рассуждения данные. И незазорно для учителя выслушать ученика, как бы категорично тот ни высказывал свои мысли. А потом спокойно признать наличие двух противоположных, противоречащих мнений; пусть даже их обсуждение на данный момент не имеет смысла.

Обозревай других и сравнивай с собой

Как утверждают психологи, простым механическим заучиванием, повторением в долговременную память знания не поступают, а если и поступают, то плохо из нее извлекаются к месту и ко времени. Нужны другие, не механические приемы, чтобы «открывался канал» из памяти рабочей, кратковременной, в упорядоченную, долговременную структуру и обратно.
Действия каждого ученика по освоению базового минимума надо делать максимально обозреваемыми для всех не только у доски, но и при работе с учебником.
Сравнивать найденное в текстах учебника следует как с логических (что с чем связано), так и с механических позиций (что где напечатано).
В работе парами, четверками удобно обозревать свои и чужие действия одновременно, включать слух, зрение, моторику, эмоции.
Обозрение «базового минимума» и сравнение «находок» можно и нужно делать с помощью учебника, как стоя у доски, карты, прибора, макета, схемы, так и сидя рядом с членами малой группы в том случае, когда всем дано одинаковое задание и столы удобно расположены.
Это, впрочем, не мешает как подсматривать, так и демонстративно не смотреть. То и другое действие только кажется нечестным, оно дает одновременно и психологическую отдушину и ускоряет освоение материала. Унижения личного достоинства не происходит, ведь отметка за участие в таком облегченном варианте работы показывает не оценку знаний по вопросу, а только количество заработанных баллов. Даже если это всего один балл, он плюсуется к успеху. Потом из величины учебного «заработка» может складываться впечатление о качестве работы. Но это должно происходить не раньше, чем ученик и учитель увидят, что знания достигли желаемой степени.
Демократичность взаимоотношений учителя и ученика требует, чтобы официальное фиксирование оценки, в классном журнале например, происходило при обоюдном согласии или при участии независимой третьей стороны.
Беспокойство учителя о лишнем шуме, когда дети двигаются к доске или прибору или когда переговариваются, рассматривая, а то и читая учебник, напрасны. Короткое задание, короткий шум. К тому же при оценке точности ответа «степень шумности» может влиять на количество заработанных баллов. Возможность показать себя и на других посмотреть на любом уроке необходима детям и подросткам. Активно двигаясь, принимая оценивающие действия учителя и сотоварищей (находясь на учебном, безвредном мини-стрессе), 20–30 учеников учат себя, учат других и учатся у других. При таких демократических и полуигровых условиях работы на уроке по поиску, пониманию, запоминанию «базового минимума» возникает общий подъем настроения. Все вместе смогут весело, с юмором продолжать стремиться к дальнейшему успеху.

Подступайся к минимуму с разных сторон

Нередко требуется оповещать учеников заранее, в каком ракурсе ведется изучение минимума темы. Объяснять им или напоминать, почему этот ракурс улучшает наше понимание главного содержания. Подходить к главной, определяющей тему части можно с разных сторон. Подступ к минимуму зависит и от особенностей самого изучаемого материала, и от качества предыдущих знаний, накопившихся у слушателей-учеников, и от самих учеников, и от коллектива класса.
Так, например, тема «Безударные гласные в корне слова» требует многих предварительных знаний: 1) о гласных вообще, 2) как поставить в слове ударение, 3) как поставить правильное ударение, 4) как понять смысл – «состав слова», 5) как найти корень слова в его составе, 6) как понять смысл – «однокоренные» слова. Новое же грамматическое понятие вводится только одно: умение подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на гласную в корне. Всего-то ничего – подбери однокоренное слово и пиши себе правильно любое однокоренное слово, где твоя гласная в корне под ударением не стоит.
Повторим, что забота учителя, работающего в массовой школе, обязана простираться на два направления, никак не связанных между собою логически, но дидактически прочно обуславливающих друг друга. Первое направление – на содержательную часть учебной темы, на ее «базовый минимум», – надо решить, как лучше подавать данный научный материал: индуктивно, дедуктивно или эвристически? Но окончательное дидактическое решение будет правильным, только если определено будет направление второе – анализ состояния коллектива учеников, которым эта тема будет преподаваться.
Что может служить предметом такого анализа? Наличие предварительных знаний у каждого ребенка; заинтересованность в учебе у большинства учеников; умение и желание коллективно взаимодействовать у наиболее активной части класса; наконец, наличие или отсутствие лидеров-интеллектуалов, которые могут стать «вторыми учителями».
Сочетая эти два направления, учитель находит правильный ракурс. Он не тратит вхолостую время и нервы и не витает в облаках. Практическую методическую разработку темы по любому уровню сложности, в том числе и по минимальному, могут сделать методисты заранее, предложив несколько вариантов. Творчество учителя определится в поисках приложения одного или другого варианта к конкретному классу, в детализации работы для нахождения нужного ракурса.

Несколько раз одно и то же –будет не одно и то же

Никто не знает, сколько повторов и использование какого вида памяти необходимо для данного конкретного ученика. Но все замечают, что когда интересно, тогда не трудно и не скучно! Эмоциональный импульс (не обязательно положительный) основательно меняет дело со всеми видами памяти. На набор эмоций и на их силу вредно влияет одиночество. Мощной у одиночки может быть только депрессия, что уж никак не способствует развитию разных видов памяти и успехам в познавательной деятельности.
Обучение в коллективе позволяет оперировать целым веером положительных и отрицательных эмоциональных состояний еще и для усиления всех видов памяти. Одно и то же дело, проделанное несколько раз, тем более разными исполнителями, никогда не будет «одно и то же» по внешнему исполнению и по внутренним процессам как у исполнителя, так и у наблюдателей. Результат может улучшиться или ухудшиться. Коллектив, с его многообразием индивидуальностей, позволяет учителю организовывать бесконечное разнообразие повторений, добиваясь этим многообразием реальных подступов к специфическим возможностям каждого.
Это быстрее приводит к решению, пониманию и запоминанию правильных действий. Возбуждает нервные процессы мощным эмоциональным фоном. Дорожка между долговременной и рабочей памятью не остается без движения.

Продолжение в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru