Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Вторая тетрадь
школьное дело

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
 

Людмила КОЖУРИНА

Прежде всего – самостоятельность. Затем – любознательность

На что обращают внимание немецкие педагоги, встречаясь с будущими школьниками

Широко обсуждается вопрос об обеспечении равенства стартовых возможностей получения образования. Разные дети из разных социальных групп и слоев населения на момент поступления в школу должны быть одинаково готовы к учебе.
Что скрывать, наша школа признает в основном дисциплинарную и учебную ценность ребенка. А у коллег из Германии совсем другая концепция готовности к школе.
Там на первом месте – самостоятельность: умение сделать себе бутерброд, оставаться в одиночестве, самостоятельно засыпать, знать, как пользоваться опасными предметами и электроприборами.
Затем – любознательность, потому что это форма эмоционального здоровья. Уверенность в себе включает и умение просить поддержку, и оценивать свое поражение, и умение доверять.
А требование к речи – это привычка слушать богатую речь и знать, что разные люди выражают свои мысли по-разному.
Если уж буквы писать, то на покрытой росой траве, на снегу или на песке, выкладывать из капелек воды и наблюдать, как они испаряются на солнце. Еще – дыханием на стекле и выкладывая их из лепестков цветов.
Немецкие дети, написано в концепции готовности к школе, просто обязаны «потеть, уставать и пачкаться во время физической активности, хоть раз промокнуть до нитки, измазаться, как хрюшка, во время игры, построить шалаш, помочь упавшему другу подняться… и съесть плод или ягоду прямо с куста, и хоть раз поиграть в опавших листьях, опилках. Понюхать горсть земли».
Хорошо, если он умеет рассказывать истории и выражать свое отношение к героям, общаться с чужими людьми, отстаивать свою точку зрения. Но не менее важно любить путешествовать и возвращаться домой, уметь признать поражение, хоть раз посадить семечко и вырастить его.
Немцы и про моторику не забывают, когда время приходит. Но ребенка воспринимают целиком, со всем его детским миром. И не стремятся отрезать от нашего большого мира школьными стенами.
Как богат маленький ребенок чувствами, идеями, фантазиями! Разве не дело школы – пустить это богатство в рост?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru