Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
 

Скоро март. Учителя начальной школы деловито расписывают дежурство на запись в первый класс. Социально продвинутые родители шестилеток готовят их к восхождению на первую ступень лестницы, ведущей к заоблачной карьере. Попросту говоря, к первому классу. Судя по количеству подготовительных курсов и тестов в интернете, тема пользуется популярностью. Как самому подготовить ребенка к школе… Как проверить, готов ли он…
Владимир РАЖНИКОВ,
доктор психологии

Удобный, послушный, успешный

Когда же мы избавимся от этого представления об идеальном ребенке?

Любой ребенок – Маленький Эмо. Существо эмоциональное. Он целостен, синкретичен; наполнен стихами и музыкой. Он рисует, понимает и интерпретирует произведения искусства, в нем еще живут правидовые способности, те, что предшествуют всем идеям, всем видам творческой активности, рефлексии, изобретательству. Поэтому детское воспитание может быть только целостным.
У педагогики большие преимущества перед психологией. Психолог дорожит своим научным статусом, а наука ограничена исследованием предметной, вещной стороны мира. Но человек не вещь. Научная психология не хочет понимать человека как бесконечное существо. Педагог же чаще всего может адекватно действовать в логике органической системы и опирается на любовь к детям. Он раскрывается и развивается постоянно.
Педагог Маленького Эмо – Большой Настройщик. Его занятия с Эмо не связаны с понятиями предмета, языка, с когнитивной деятельностью. Ему важен сам ребенок и то, что у ребенка есть. Только здесь он находит источник педагогического полагания. Большой Настройщик знает, что за два занятия ребенок может создать конкурентоспособную абстрактную картину или музыкальную композицию. Что короткие детские словесные тексты могут быть очень талантливыми. Знает: ребенок – автор. И развивает именно авторство. Не через язык понятий, не через формы, но через эмоциональные идеи самого Маленького Эмо. «Птичка печальная» – это надо увидеть или услышать, сориентироваться в настроении, подумать о художественно- эмоциональной поддержке Эмо. Не через знак происходит вхождение в культуру – только через эмоцию: чувство, настроение. Большой Настройщик поддерживает потребность Эмо в отношении «я – ты»: он не один, он на связи любви.
Желтая, синяя, красная гуашь: «Просто поводи кистью по листу»… Происходит заражение ритмом, звуком, появляется произведение. Дети все – готовы. У всех способность откликаться, осуществлять связь с другой стороной. Когда эта связь есть, ребенок бесконечен. Главное для Большого Настройщика – умение личностно относиться к ребенку. Второе – понимать его природу, возможности
До 5, а лучше – до 8 лет вообще не должно быть напора когнитивного образования. Пусть в каждый период ребенок сделает то, что дала ему природа. Известно, например, что 99% новорожденных обладают абсолютным слухом. К полугоду таких остается 50%, а к семи годам – лишь 5–9 %. Почему? Их слух угнетали. Нет, не криком, но в ребенке не видели личности, его баловали или одергивали – работали против ребенка. Но больше всего счастливые способности угнетает отсутствие любви. Общаясь с ребенком, взрослые «работают» на себя: он должен быть удобным, послушным, успешным – деловой такой путь любви. Трагическое наше правило. Песен колыбельных не поют, сказок не рассказывают, не играют – дрессируют и дома, и в детсаде. По авторскому пути не направляют, хотя ребенок с момента появления в мире – автор. Без Большого Настройщика безбрежный эмоциональный мир ребенка – груда хлама: глупые слова, нелепые звуки, мазня, чушь. Большой Настройщик поклонник всего этого, он из детской спонтанности делает процесс. Потому что поэзия, например, начинается с эмоциональных слогов: топ-топ, бум-бум, а песня вообще не связана с языком – не шлягер, а настоящая народная песня с протяженной ладовой структурой.
Творчество ведь противопоставлено культуре. В культуре нет новизны. А человек нуждается в новизне, в субъективном творчестве. Если двигаться с ребенком по эмоциональной стезе, обязательно наступит момент, когда возникнет потребность в мостике, в переходе к языку. К знакам музыкальной грамоты, буквам родного языка, к числу, к правилу. И всегда видно: человек готов. Но готов бывает только тот, кто овладел собственной эмоциональной культурой, научился выражать себя в произведении, умеет воспроизводить чужое, как-то относиться к нему, создавать оценку. Только когда человек почувствовал свой личностный путь, ему не страшно научное, механическое, вещное (по-моему, это одно и то же) отношение регулярного образования к детям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru