Вторая тетрадь
школьное дело
|
НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ
НА СТАРТ!
Зима и начало весны – самое олимпиадное
время в школе. Проходят региональные, городские
туры по предметам, старшеклассники рвутся на
вузовские олимпиады, обеспечивающие досрочное
поступление. Учителя всячески поощряют это
рвение: вырастить победителя престижно. Мамы
беспокоятся: ребенок стал нервным, перестал
спать.
Талантливые дети – это редкость, случайный дар
природы. Им необходимы особые условия, особое
внимание. Во многих странах мира работают
специальные программы поиска и поддержки юных
дарований. Но как увидеть действительно
способного ребенка в классе при условии, что он
не всегда лучший по успеваемости, не всегда самый
примерный по поведению?
Четыре ступени на Олимп
Что может учесть педагог, предлагая
своим ученикам принять участие в олимпиаде? Об
этом мы спросили Елену МУРАВЕНКО,
сопредседателя оргкомитета Традиционной
олимпиады по лингвистике и математике
Я бы выделила четыре ступени в
олимпиадном движении.
Первая – массовые соревнования. Например,
«Русский медвежонок» или «Кенгуру – математика
для всех». Множество ярких заданий, совершенно
понятных по формулировке, легко решаемых. По
крайней мере треть из них. Чтобы скучный школьный
предмет явился ребенку (и педагогу!) во всей
красе. Такие конкурсы нужно проводить почаще: и
на обычных уроках, и на факультативах, может быть,
даже вместо контрольных. Правда, задания
составлять не так просто, как кажется. Однако
благодаря существующим сегодня сборникам,
интернету учитель, если только захочет, может без
особых усилий работать с ними хоть каждый день.
Самое главное здесь не решение найти, а ход мысли
обсудить, комментарии составителей
проштудировать.
Олимпиады второй ступени, более сложные, с
вопросами, требующими определенной подготовки,
должны привлечь способных детей к серьезному
изучению предмета, помочь им совершить выбор в
пользу той или другой предметной области. Но ведь
не можем мы отправлять ребенка на все олимпиады
подряд, от химии до литературы. Стоит прийти на
многопредметный интеллектуальный турнир вроде
Турнира имени Ломоносова, проводимого
Московским центром непрерывного
математического образования. В последние годы
этот турнир проходит не только в Москве, но и в
других городах России. За несколько часов ученик
попробует свои силы в математике, лингвистике,
физике. А потом вдруг поймет, что же ему на самом
деле интересно.
Третья ступень – специализированные предметные
олимпиады вроде Традиционной лингвистической
олимпиады. Здесь выявляются наиболее способные
дети. С ними знакомятся специалисты, их
приглашают на семинары, в кружки, летние школы.
Так формируется особая образовательная
траектория будущего ученого.
Четвертая ступень – соревнования
международного уровня, где талантливые ребята
могут проявить себя, проверить свои силы, найти
достойных соперников и единомышленников. Здесь
складывается профессиональное сообщество,
происходит обмен идеями. Представляете,
участникам одной из последних международных
лингвистических олимпиад предлагался диалог на
армянском языке в традиционной орфографии и
аудиозаписи (армянского, естественно, никто не
знал), а также перевод этого диалога на родные
языки участников. Затем, проанализировав
полученные материалы, ребята прослушивали
другой диалог на армянском языке и должны были
записать его в армянской традиционной
орфографии, а потом перевести на свой язык. И ведь
справились!
Мне кажется, на всех этапах важно сохранять один
принцип – олимпиадное движение должно быть
абсолютно бескорыстным. Замечательно, если по
результатам некоторых очных (только очных!)
конкурсов вузы получат хороших студентов. Но
совершенно недопустимо использовать результаты
олимпиад как критерий аттестации педагога,
школы, чтобы взрослые не перекладывали свои
собственные амбиции на плечи детей.По
материалам книги «Знаковая наглядность»
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
Факультет биоинженерии и
биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова проводит
олимпиаду школьников «Ломоносов-2006» (на
места, финансируемые из федерального бюджета), а
также олимпиаду школьников «Абитуриент-2006» (на
места с полным возмещением затрат на обучение).
Результаты победителей и призеров будут
засчитаны в качестве результатов вступительных
экзаменов. Для участия в олимпиадах необходимо
лично подать заявление в приемную комиссию
факультета. Для олимпиады «Абитуриент-2006» – с
28 по 31 марта с 10.00 до 17.00. Для олимпиады
«Ломоносов-2006» – с 10 по 12 мая с 10.00 до 17.00.
Иногородние участники могут зарегистрироваться
в те же дни по телефону/факсу: (495) 939-41-95,
электронной почте olymp@genebee.msu.ru
или по почте: 119992, ГСП-2, г. Москва, Ленинские
горы, МГУ, д. 1, стр. 73, факультет биоинженерии и
биоинформатики.
МГУ им. М.В.Ломоносова и газета «Московский
комсомолец» продолжают проведение
национального молодежного образовательного
проекта «Покори Воробьевы горы».
Принять участие в нем может каждый ученик
выпускного класса средней школы и других средних
учебных заведений. На первом заочном этапе всем
участникам нужно до 1 марта 2006 года
заполнить анкету и выполнить задания своего
предметного блока. Они есть на сайте www.mk.ru . Те, кто успешно выполнит
задания второго (очного) тура, станут студентами
университета.
Московская финансово-промышленная академия
приглашает абитуриентов принять участие во II
Всероссийской On-line олимпиаде! Ребята
получат возможность поступить в академию вне
конкурса, войти в число стипендиатов. Первый этап
олимпиады проходит до 1 марта 2006 года в
режиме On-line на официальном сайте олимпиады – www.mfpa.stream.ru.
РГГУ приглашает учеников средней и
старшей школы принять участие в олимпиадах
по истории, филологии, иностранным языкам.
Победители олимпиад для 7 и 9 классов смогут
поступить вне конкурса в 8 и 10 лицейские классы
РГГУ.
Запись на участие – до 28 февраля по
адресу: г. Москва, ул. Забелина, 3, 1-й этаж, кабинет
48. Дополнительную информацию вы можете получить
по телефонам: (495) 623-56-61, 921-19-38, 921-94-76. Участие в
олимпиаде платное.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|