Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Вторая тетрадь
школьное дело

ИЩЕМ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ЕГЭ
 

Сергей СЕЛЕМЕНОВ,
учитель школы № 175
Новосибирск

Понять суть. Вспомнить нужное

Как удержать в голове строение клетки, perfect continuous и транс-изомеры? Используйте графические опоры!

Учебная информация в полном объеме по-прежнему неподъемна для большинства школьников, поэтому я постоянно расширяю знаковое поле обучения. Достаточно лишь бросить взгляд на графическую опору, чтобы понять суть, вспомнить нужное.
Я составляю опоры сам, учу этому учеников. Первая трудность для педагога – встреча с обилием личных значков, собственных шифров, которые спустя некоторое время ребенок не может расшифровать сам. Вторая – излишние подробности рисунка, которые мешают «прочитать» детский текст-ребус.
Мы пытаемся обсудить общие основания для переформулирования словесного содержания в знаки. Говорим о том, как выделить основные элементы содержания, обозначить самые важные связи между ними. Наконец, договариваемся об алфавите. Создаем коллекцию из 30-60 условно-графических изображений, понятных всем. Это помогает читать «с листа» любую новую конструкцию. Большую часть новых значков мы образуем путем изменения уже имеющихся – устойчивых символов культуры, например, крест или ключ, а также детских символов, встречающихся в детских изображениях наиболее часто: перевернутая фигурка, стрелы разной формы и др. Обсуждаем и законы композиции: как комбинировать элементы, чтобы добиться компактности изображения, понятности и открытости. Учимся читать придуманные вместе знаки.
Например, знак Рыцарь. Стержень изображения – копье, основное оружие средневекового воина. К нему добавлен фрагмент меча – острие. Комбинация похожа на букву «р», выполненную, как рыцарский флажок. Угловатость изображения напоминает о неуклюжести человека в железных доспехах, а все вместе соответствует указанию И.Хейзинги на «яркость и остроту» как важнейшую форму проявления жизни в Средневековье. Ключевой фигурой времени являлся конечно же рыцарь.
В любой опоре встречаются и ключевые слова. Ими нельзя злоупотреблять, потому что конструкция считается знаковой, если более чем на четверть состоит из обозначений. Но идея поиска ключевого слова важна. Иногда оно приходит сразу, порой его можно вычленить как наиболее частотное, но чаще оно требует раздумий, перебора вариантов, принятия точного решения.
Умение графически передавать содержание не сводится только к построению его схемы. Главное – раскрыть смысл. Когда работаешь с ученической схемой, получаешь огромное удовольствие: следишь за ходом мысли, строишь догадки, задаешься вопросами – с ними можно обратиться к автору и его одноклассникам. Сюжеты, связки, суть – мы работаем именно со схемой, а не по схеме.
В отличие от «генеральных схем», написанных учителями-методистами или авторами учебных пособий, детские графические опоры отражают индивидуальное восприятие, конечно, неполное, незавершенное, именно учебное, то есть открытое к диалогу.
Всякий раз, сталкиваясь с необходимостью запоминания и понимания больших массивов информации, мои ученики охотно прибегают к конструированию опорных схем, хорошо понимают графические объекты учебников.

По материалам книги «Знаковая наглядность»

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

Некоторые пособия из списка, рекомендованного федеральным Институтом педагогических измерений:

Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – 3-е изд. М.: Дрофа, 2005.
Единый государственный экзамен по физике: контрольные измерительные материалы: 2005-2006, под общ. редакцией И.И.Нурминского. – М.: Просвещение, 2005.
Калинова Г.С. Единый государственный экзамен по биологии: вопросы и ответы. // Биология в школе, 2005, № 1.
Барабанов В.В. и др. География: Тематическое планирование уроков для подготовки к экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Гевуркова Е.А. и др. Единый государственный экзамен. История. Репетитор. – ЭКСМО. – Просвещение, 2004–2005.
Самойлова Е.А. Литература. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика – М.: Интеллект–Центр, 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Корощенко А.С., Медведев Ю.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru