Вторая тетрадь
школьное дело
|
ИЩЕМ ПУТИ СНИЖЕНИЯ
РИСКОВ ЕГЭ
Зоя КУБРАК,
учитель математики
Томск
Из другого теста
Что делать, если ученики плохо
подготовлены к тестированию?
Попробуйте научить их составлять тестовые
задания!
Автор статьи – участник открытого
семинара Школы гуманитарного управления и
исследования в образовании, организованной в
Томском государственном университете в 2003 году.
О результатах работы участников семинара можно
будет прочитать в книге «Переход к открытому
образовательному пространству. Феноменология
образовательных инноваций». Она готовится к
выпуску издательством университета.
C первых шагов в томской школе № 49 я
стала участником проекта «Модель современной
общеобразовательной школы: развитие совместной
деятельности педагогов и детей». Мой модуль –
«Обучение постановке задач посредством их
проектирования в совместном действии».
Обычно на первом уроке в десятом классе я с
помощью анкетирования пытаюсь проявить
образовательные установки детей, понять, чего
они хотят, выбирая профиль, и чего ожидают от
уроков математики.
Мы не совпадаем!
На этот раз из ответов я узнала, что 80%
детей пришли на естественно-математический
профиль, чтобы удачно сдать ЕГЭ по математике и
поступить в вуз. 70% хотели бы работать в модели
урока-задания, урока-лекции. Вот так! Школа
придает большое значение проектированию,
овладению проектными компетенциями, а ребята
хотят готовиться к ЕГЭ!
Что же делать? Как связать подготовку к ЕГЭ и
проектирование? Я была уверена, что это возможно,
но не знала, как это сделать.
Нечаянность
Пришло время проводить городской тест, и
я его провела. Результаты оказались не очень
хорошими. Стала разговаривать с детьми и
услышала, что одни задания неинтересны, а
формулировка других им непонятна. Я предложила:
попытайтесь переформулировать задания таким
образом, чтобы они стали понятны и доступны всем.
И тут вдруг Таня предложила: «А не создать ли нам
свои тесты, детские, идеальные?» А Максим добавил:
«И выпустим сборник наших тестов». Сами, не ведая
того, дети начали проектную деятельность. Сами
сформулировали задачи группы. Начался процесс
формирования разных проектных групп. Стали
уточнять содержание нашей работы: для какого
возраста составлять тесты, для какого профиля,
какой объем знаний должен охватывать тест, на
какое время должно быть рассчитано его
выполнение? Мы вмести определили рамки работы:
тест рассчитан на учеников 10 класса, время
проведения – два часа, а составлять тесты можно
для любого профиля, указав его.
Работа, работа над ошибками
Как-то сами собой выделились четыре
группы, и работа закипела. Дети составляли тесты
и в классе, и дома, наконец настал час, когда дело
было завершено. Я собрала тесты и сделала их
анализ, но знакомить детей с результатами не
стала. Попросила группы обменяться тестами,
решить и самостоятельно проанализировать их
качество. Потом мы сверили результаты. Оказалось,
что в большинстве случаев наши мнения и оценки
совпали. Все мы отметили, что некоторые вопросы в
тестах были некорректно поставлены, среди
предложенных ответов иногда не было правильного,
а некоторые вопросы имели неоднозначный ответ.
Ряд заданий вообще оказался не законченным.
И опять практика
Мы пытались выяснить, какие трудности
возникают при составлении тестов. Из нашего
разговора следовало, что труден отбор заданий,
формулировка вопроса; составление заданий с
«изюминкой»; отбор заданий по уровню сложности
(одна из групп предложила такое задание, которое
председатель этой группы решал целый урок, но так
и не закончил).
Теперь мы все понимали необходимость
совершенствования своих тестов. Я решила
познакомить детей с уже имеющимся опытом
составления тестов. Сначала – разные тесты по
математике для ЕГЭ, потом знакомились с
израильской практикой составления тестов. Дети
были очень довольны тем, что они нисколько не
уступают в своем развитии сверстникам за
рубежом. Потом взялись за международные тесты PISA.
Взяли тесты для естественно-математического
профиля и удивились их разноплановости: вместе
математика, физика, химия и биология. Широта и
глубина этих тестов вдохновляла.
На входе – 48, на выходе – 96!
И тут я снова предложила детям составить
свои тесты… Надо ли говорить, что качество
тестов стало выше? И мы стали обкатывать их в
разных профильных классах. Дети сами вели
тестирование, думали о системе оценивания,
просили каждого тестируемого заполнить листок
рефлексии, высказать мнение по любому из заданий.
Формально завершить проект «Идеальный ЕГЭ» мы не
успели. Но в конце года нам снова пришлось писать
городской тест. Качество знаний – 96%. А ведь по
входной диагностике было только 48%!
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
Некоторые пособия из списка,
рекомендованного федеральным Институтом
педагогических измерений:
Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся
к единому государственному экзамену: Русский
язык. – 3-е изд. М.: Дрофа, 2005.
Единый государственный экзамен по физике:
контрольные измерительные материалы: 2005-2006, под
общ. редакцией И.И.Нурминского. – М.: Просвещение,
2005.
Калинова Г.С. Единый государственный экзамен по
биологии: вопросы и ответы. // Биология в школе, 2005,
№ 1.
Барабанов В.В. и др. География: Тематическое
планирование уроков для подготовки к экзамену. –
М.: изд. «Экзамен», 2005.
Гевуркова Е.А. и др. Единый государственный
экзамен. История. Репетитор. – ЭКСМО. –
Просвещение, 2004–2005.
Самойлова Е.А. Литература. Поурочное
планирование. Тематическое планирование уроков
для подготовки к единому государственному
экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А.,
Рязановский А.Р., Семенов П.В.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
единому государственному экзамену. Математика –
М.: Интеллект–Центр, 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
единому государственному экзамену: Химия/
Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Корощенко А.С.,
Медведев Ю.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|