Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Вторая тетрадь
школьное дело

ИЩЕМ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ЕГЭ
 

Зоя КУБРАК,
учитель математики
Томск

Из другого теста

Что делать, если ученики плохо подготовлены к тестированию?
Попробуйте научить их составлять тестовые задания!

Автор статьи – участник открытого семинара Школы гуманитарного управления и исследования в образовании, организованной в Томском государственном университете в 2003 году. О результатах работы участников семинара можно будет прочитать в книге «Переход к открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций». Она готовится к выпуску издательством университета.

C первых шагов в томской школе № 49 я стала участником проекта «Модель современной общеобразовательной школы: развитие совместной деятельности педагогов и детей». Мой модуль – «Обучение постановке задач посредством их проектирования в совместном действии».
Обычно на первом уроке в десятом классе я с помощью анкетирования пытаюсь проявить образовательные установки детей, понять, чего они хотят, выбирая профиль, и чего ожидают от уроков математики.

Мы не совпадаем!

На этот раз из ответов я узнала, что 80% детей пришли на естественно-математический профиль, чтобы удачно сдать ЕГЭ по математике и поступить в вуз. 70% хотели бы работать в модели урока-задания, урока-лекции. Вот так! Школа придает большое значение проектированию, овладению проектными компетенциями, а ребята хотят готовиться к ЕГЭ!
Что же делать? Как связать подготовку к ЕГЭ и проектирование? Я была уверена, что это возможно, но не знала, как это сделать.

Нечаянность

Пришло время проводить городской тест, и я его провела. Результаты оказались не очень хорошими. Стала разговаривать с детьми и услышала, что одни задания неинтересны, а формулировка других им непонятна. Я предложила: попытайтесь переформулировать задания таким образом, чтобы они стали понятны и доступны всем. И тут вдруг Таня предложила: «А не создать ли нам свои тесты, детские, идеальные?» А Максим добавил: «И выпустим сборник наших тестов». Сами, не ведая того, дети начали проектную деятельность. Сами сформулировали задачи группы. Начался процесс формирования разных проектных групп. Стали уточнять содержание нашей работы: для какого возраста составлять тесты, для какого профиля, какой объем знаний должен охватывать тест, на какое время должно быть рассчитано его выполнение? Мы вмести определили рамки работы: тест рассчитан на учеников 10 класса, время проведения – два часа, а составлять тесты можно для любого профиля, указав его.

Работа, работа над ошибками

Как-то сами собой выделились четыре группы, и работа закипела. Дети составляли тесты и в классе, и дома, наконец настал час, когда дело было завершено. Я собрала тесты и сделала их анализ, но знакомить детей с результатами не стала. Попросила группы обменяться тестами, решить и самостоятельно проанализировать их качество. Потом мы сверили результаты. Оказалось, что в большинстве случаев наши мнения и оценки совпали. Все мы отметили, что некоторые вопросы в тестах были некорректно поставлены, среди предложенных ответов иногда не было правильного, а некоторые вопросы имели неоднозначный ответ. Ряд заданий вообще оказался не законченным.

И опять практика

Мы пытались выяснить, какие трудности возникают при составлении тестов. Из нашего разговора следовало, что труден отбор заданий, формулировка вопроса; составление заданий с «изюминкой»; отбор заданий по уровню сложности (одна из групп предложила такое задание, которое председатель этой группы решал целый урок, но так и не закончил).
Теперь мы все понимали необходимость совершенствования своих тестов. Я решила познакомить детей с уже имеющимся опытом составления тестов. Сначала – разные тесты по математике для ЕГЭ, потом знакомились с израильской практикой составления тестов. Дети были очень довольны тем, что они нисколько не уступают в своем развитии сверстникам за рубежом. Потом взялись за международные тесты PISA. Взяли тесты для естественно-математического профиля и удивились их разноплановости: вместе математика, физика, химия и биология. Широта и глубина этих тестов вдохновляла.

На входе – 48, на выходе – 96!

И тут я снова предложила детям составить свои тесты… Надо ли говорить, что качество тестов стало выше? И мы стали обкатывать их в разных профильных классах. Дети сами вели тестирование, думали о системе оценивания, просили каждого тестируемого заполнить листок рефлексии, высказать мнение по любому из заданий.
Формально завершить проект «Идеальный ЕГЭ» мы не успели. Но в конце года нам снова пришлось писать городской тест. Качество знаний – 96%. А ведь по входной диагностике было только 48%!

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

Некоторые пособия из списка, рекомендованного федеральным Институтом педагогических измерений:

Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – 3-е изд. М.: Дрофа, 2005.
Единый государственный экзамен по физике: контрольные измерительные материалы: 2005-2006, под общ. редакцией И.И.Нурминского. – М.: Просвещение, 2005.
Калинова Г.С. Единый государственный экзамен по биологии: вопросы и ответы. // Биология в школе, 2005, № 1.
Барабанов В.В. и др. География: Тематическое планирование уроков для подготовки к экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Гевуркова Е.А. и др. Единый государственный экзамен. История. Репетитор. – ЭКСМО. – Просвещение, 2004–2005.
Самойлова Е.А. Литература. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика – М.: Интеллект–Центр, 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Корощенко А.С., Медведев Ю.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru