Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Вторая тетрадь
школьное дело

ИЩЕМ ПУТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ЕГЭ
 

Людмила КОЖУРИНА

Военно-педагогическая хитрость

Ученики сдают, учителя не сдаются

Как учителя готовят детей к единому экзамену? Этот вопрос мы вынесли на виртуальный интернет-педсовет. Первый ответ был: «Система подготовки проста: тесты, тесты, тесты!» Потом разговорились: технология сдачи тестового экзамена облегчает труд учителя; групповая форма подготовки предпочтительнее; стимулирующий потенциал ЕГЭ срабатывает, если его проводить в течение учебного года несколько раз. Тревожились: из года в год снижаются требования к хорошим оценкам.
И рассказывали о своем опыте педагогического освоения тестов.

Решайте, тренируйтесь, разбирайте логику вопросов!

Я занимаюсь с детьми, которые хотят заниматься, в свободное время, на платных условиях. Важно, что это не мои ученики, мне проще. Я делаю только одно: систематизирую их знания. Показываю общую логику учебной дисциплины. Она не может не отразиться на логике заданий ЕГЭ: порядок заданий, принципы формулировки вопросов, смысл ответов – все продиктовано единым замыслом. Помогаю ученикам переносить это понимание в формат “вопрос–ответ” – учу алгоритму ответа.

Ищите слабое звено

В каждом тесте есть «слабое звено». Пример? Вопросы по истории, уровень “А”. Они расположены в семи блоках, выстроенных по хронологии. В последнем вопросе ответ будет точно касаться периода 1991 – 2005 гг. Выбирать проще.
Другой пример. Задание на реконструкцию текста из четырех предложений. Самое сложное – найти то предложение, с которого начинается текст. Из четырех ответов нужно искать там, где первые буквы одинаковы. 1)АБВГ, 2) ВГБА, 3)ВАГБ, 4)ГАБВ – ищите правильный ответ в пунктах 2 и 3. Очень высокая вероятность даже случайного попадания.

По методике ленивого студента

Три года работы помогли мне оптимизировать подготовку к экзамену. Алгоритм укладывается в схему: их вопросы – мой алгоритм ответа – тренировка. Результат налицо. Троек не бывает! Это позволяет говорить, что ЕГЭ может сдать на «пять» ученик, имеющий лишь базовые знания. Шаблонов на самом деле не так много, поэтому они хорошо запихиваются в голову.

Под девизом «Авось!»

Очень высока вероятность случайного попадания в правильный ответ из всех возможных. Один вопрос, четыре варианта ответа =25%! А если предварительно отбросить один, заведомо неверный, то 1/3=33,3%! Такие варианты ответов появились совсем недавно, года три назад. В первоначальном варианте было иначе. В методику подготовки к ЕГЭ важно включить комбинаторику и работу над понятиями «достоверный ответ» и «невозможный».

Запаситесь кроссвордами

Кроссворды развивают эвристичность мышления. Догадался, осенило, высчитал по клеточкам! Инсайт! В этой деятельности не надо быть эрудитом или полиглотом, она сродни игре, в которой, раз освоив правила, можно действовать с переменным успехом. Черта отгадчика – оптимизм: все получается, пока есть настроение или азарт. Я заметила: оптимистично настроенный человек и ЕГЭ хорошо сдает. Учителя беспокоятся: троечники пишут на «пять», а отличники на «четыре», как же так? А так: знания и в самом деле не все решают.

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

Некоторые пособия из списка, рекомендованного федеральным Институтом педагогических измерений:

Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – 3-е изд. М.: Дрофа, 2005.
Единый государственный экзамен по физике: контрольные измерительные материалы: 2005-2006, под общ. редакцией И.И.Нурминского. – М.: Просвещение, 2005.
Калинова Г.С. Единый государственный экзамен по биологии: вопросы и ответы. // Биология в школе, 2005, № 1.
Барабанов В.В. и др. География: Тематическое планирование уроков для подготовки к экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Гевуркова Е.А. и др. Единый государственный экзамен. История. Репетитор. – ЭКСМО. – Просвещение, 2004–2005.
Самойлова Е.А. Литература. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика – М.: Интеллект–Центр, 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену: Химия/ Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Корощенко А.С., Медведев Ю.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru