Вторая тетрадь
школьное дело
|
ИЩЕМ ПУТИ СНИЖЕНИЯ
РИСКОВ ЕГЭ
Военно-педагогическая хитрость
Ученики сдают, учителя не
сдаются
Как учителя готовят детей к единому
экзамену? Этот вопрос мы вынесли на виртуальный
интернет-педсовет. Первый ответ был: «Система
подготовки проста: тесты, тесты, тесты!» Потом
разговорились: технология сдачи тестового
экзамена облегчает труд учителя; групповая форма
подготовки предпочтительнее; стимулирующий
потенциал ЕГЭ срабатывает, если его проводить в
течение учебного года несколько раз.
Тревожились: из года в год снижаются требования к
хорошим оценкам.
И рассказывали о своем опыте педагогического
освоения тестов.
Решайте, тренируйтесь, разбирайте
логику вопросов!
Я занимаюсь с детьми, которые хотят
заниматься, в свободное время, на платных
условиях. Важно, что это не мои ученики, мне проще.
Я делаю только одно: систематизирую их знания.
Показываю общую логику учебной дисциплины. Она
не может не отразиться на логике заданий ЕГЭ:
порядок заданий, принципы формулировки вопросов,
смысл ответов – все продиктовано единым
замыслом. Помогаю ученикам переносить это
понимание в формат “вопрос–ответ” – учу
алгоритму ответа.
Ищите слабое звено
В каждом тесте есть «слабое звено».
Пример? Вопросы по истории, уровень “А”. Они
расположены в семи блоках, выстроенных по
хронологии. В последнем вопросе ответ будет
точно касаться периода 1991 – 2005 гг. Выбирать
проще.
Другой пример. Задание на реконструкцию текста
из четырех предложений. Самое сложное – найти то
предложение, с которого начинается текст. Из
четырех ответов нужно искать там, где первые
буквы одинаковы. 1)АБВГ, 2) ВГБА, 3)ВАГБ, 4)ГАБВ –
ищите правильный ответ в пунктах 2 и 3. Очень
высокая вероятность даже случайного попадания.
По методике ленивого студента
Три года работы помогли мне
оптимизировать подготовку к экзамену. Алгоритм
укладывается в схему: их вопросы – мой алгоритм
ответа – тренировка. Результат налицо. Троек не
бывает! Это позволяет говорить, что ЕГЭ может
сдать на «пять» ученик, имеющий лишь базовые
знания. Шаблонов на самом деле не так много,
поэтому они хорошо запихиваются в голову.
Под девизом «Авось!»
Очень высока вероятность случайного
попадания в правильный ответ из всех возможных.
Один вопрос, четыре варианта ответа =25%! А если
предварительно отбросить один, заведомо
неверный, то 1/3=33,3%! Такие варианты ответов
появились совсем недавно, года три назад. В
первоначальном варианте было иначе. В методику
подготовки к ЕГЭ важно включить комбинаторику и
работу над понятиями «достоверный ответ» и
«невозможный».
Запаситесь кроссвордами
Кроссворды развивают эвристичность
мышления. Догадался, осенило, высчитал по
клеточкам! Инсайт! В этой деятельности не надо
быть эрудитом или полиглотом, она сродни игре, в
которой, раз освоив правила, можно действовать с
переменным успехом. Черта отгадчика – оптимизм:
все получается, пока есть настроение или азарт. Я
заметила: оптимистично настроенный человек и ЕГЭ
хорошо сдает. Учителя беспокоятся: троечники
пишут на «пять», а отличники на «четыре», как же
так? А так: знания и в самом деле не все решают.
МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ
Некоторые пособия из списка,
рекомендованного федеральным Институтом
педагогических измерений:
Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся
к единому государственному экзамену: Русский
язык. – 3-е изд. М.: Дрофа, 2005.
Единый государственный экзамен по физике:
контрольные измерительные материалы: 2005-2006, под
общ. редакцией И.И.Нурминского. – М.: Просвещение,
2005.
Калинова Г.С. Единый государственный экзамен по
биологии: вопросы и ответы. // Биология в школе, 2005,
№ 1.
Барабанов В.В. и др. География: Тематическое
планирование уроков для подготовки к экзамену. –
М.: изд. «Экзамен», 2005.
Гевуркова Е.А. и др. Единый государственный
экзамен. История. Репетитор. – ЭКСМО. –
Просвещение, 2004–2005.
Самойлова Е.А. Литература. Поурочное
планирование. Тематическое планирование уроков
для подготовки к единому государственному
экзамену. – М.: изд. «Экзамен», 2005.
Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А.,
Рязановский А.Р., Семенов П.В.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
единому государственному экзамену. Математика –
М.: Интеллект–Центр, 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к
единому государственному экзамену: Химия/
Каверина А.А., Добротин Д.Ю., Корощенко А.С.,
Медведев Ю.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|