Вторая тетрадь
школьное дело
|
Постановлению Правительства РФ «Об
организации эксперимента по введению единого
государственного экзамена» 16 февраля
исполняется пять лет.
Сегодня в профильных комитетах Федерального
Собрания идет работа над законопроектом по
введению ЕГЭ на всей территории страны с января
2008 года.
Видимо, к этому времени уйдут в прошлое и
погрешности контрольных измерительных
материалов, и нарушения процедуры проведения
ЕГЭ. Не будет и задержек в выдаче свидетельств о
результатах ЕГЭ. Все будет хорошо и для всех
обязательно. А пока мы в феврале 2006-го.
Дмитрий ЛЕВИТЕС,
заведующий кафедрой педагогического
проектирования
и образовательных технологий МГПУ,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный учитель РФ
Единый государственный… редуктор
Стоит изменить один элемент в
школьной системе – и она начинает меняться вся.
Не в лучшую сторону
«Да кому сегодня нужна гуманистическая
педагогика?! Нам ребят к ЕГЭ готовить нужно» –
негромкая, но решительная реплика в аудитории
прозвучала как сигнал к началу атаки. И после
секундного замешательства – уже целый хор
голосов: «А вы знаете, как мы сегодня обучаем?!
Годичную программу за полгода проходим, а потом
ребят на тесты натаскиваем», «Метод проектов –
это, конечно, хорошо, и педагогические мастерские
– тоже интересно! Но от нас сегодня другое
требуется», «А у вас есть технологии подготовки к
тестированию?».
Дело происходит на курсах повышения
квалификации. В аудитории – учителя математики,
физики, химии. Среди них несколько завучей.
Обращаюсь к ним: «Это действительно так?» Молчат,
переглядываются, как будто боятся открыть
военную тайну. Тоже мне, партизаны!
Да, гуманистическая педагогика в отечественной
школе переживает не лучшие времена: маятник
образовательной стратегии, качнувшийся лет
пятнадцать назад в сторону гуманизации процесса
обучения и содержания образования, сейчас
медленно, но неуклонно ползет назад: социальная
(а точнее, государственная) полезность в целях и
жесточайший технократизм в средствах их
достижения – вот альфа и омега государственной
образовательной политики (если таковая
существует).
Да, пресловутый ЕГЭ, возможно, позволит решить
некоторые проблемы высшей школы, связанные с
подготовкой абитуриентов к приемным экзаменам.
Но, он (а точнее, тот статус, который он сегодня
приобретает) входит в вопиющее противоречие с
задачами общеобразовательной школы и, что самое
важное, с логикой проектирования современного
процесса обучения, с его воспитывающей и
развивающей направленностью. То, что выявляется
в ходе такого экзамена, составляет только
незначительную часть содержания образования,
выхолащивая из него и надпредметные умения, и
опыт творческой деятельности, и, что самое
опасное, опыт формирования ценностных отношений.
Пройдет совсем немного времени, и школа,
ориентированная таким образом, превратится в
подготовительное отделение вуза, а учитель – в
преподавателя (что называется, почувствуйте
разницу!). И тогда действительно слова
«гуманизация образования»,
«личностно-ориентированное обучение»,
«самоопределение» и «самоактуализация»
перейдут из современных учебников «Педагогика»
и «Теория обучения» в «Историю педагогики», как
незаметно перекочевала туда «педагогика
сотрудничества». И вот уже молодые учителя на тех
же самых курсах шепотом переспрашивают друг
друга: «Как пишется «Амонашвили»?». «Как он
сказал: «Газман» или «Газманов», это который
певец, что ли?»…
Подавляющий массив аргументов «за» и «против»
ЕГЭ на страницах центральной печати и на
государственных каналах ТВ приводится со
стороны высшей школы. Одни ректоры ведущих вузов
страны убеждают друг друга, журналистов,
читателей и телезрителей в его безусловной
полезности для абитуриентов, другие – в его
низкой эффективности как инструмента отбора
будущих специалистов. И те и другие по-своему
правы.
Но у обеих сторон, как, впрочем, и у тех, кто
организует эти дискуссии, не приглашая на них
школьных педагогов, не хватает разумения (а может
быть, и желания) понять следующее: то, что может
быть полезным для вуза, оказывается губительным
для школы. Школа не трамплин, не место, где
ученика только готовят совершить тот
единственный, «самый важный» в его жизни прыжок
– поступление в высшее учебное заведение.
Это совершенно особый социальный институт со
своими целями и задачами, которые лишь косвенным
образом связаны с интересами профессиональной
высшей школы. И в этом смысле позволю высказать
уж совсем «крамольную» мысль об ошибочности тех
положений концепции непрерывного образования,
которые предполагают обратное.
У школы кроме вуза есть и другие, более серьезные
заказчики, в первую очередь это государство,
общество и сам ученик. Государство
заинтересовано в подготовке гражданина и
патриота, общество – в формировании
нравственной, социально ориентированной и
активной личности, способной жить вместе с
другими людьми, понимая и принимая различия
между ними.
С помощью каких тестов можно оценить такое
качество образования?
Что же касается ученика, то хотя сам он пока не в
состоянии ясно сформулировать заказ школе, но на
уровне потребности такой заказ, безусловно,
существует даже у самых маленьких. Это
потребности в общении, в сознательной и
продуктивной деятельности, в самоопределении,
которое осуществляется только когда ученик
имеет возможность выбирать и проявлять себя в
различных видах учебно-познавательной
деятельности (необязательно в рамках
классно-урочной системы). Наконец, это
потребность в нормальных условиях проживания в
стенах образовательного учреждения десяти самых
значимых лет своей жизни.
При чем тут поголовное тестирование?
Да ни при чем, слышится резонный ответ. Пусть
школа занимается себе всеми этими благородными
вещами, в этом и есть ее прямая миссия. А ЕГЭ, ни на
что большее не претендуя, позволяет объективно
оценить только одну сторону этой деятельности –
обученность учеников. И не больше!
Те, кто так думает и говорит, либо лукавят, либо
действительно не понимают, что нельзя в системе
изменить один элемент и при этом надеяться, что
система не отреагирует комплексно.
Основная опасность ЕГЭ не в несовершенстве
содержания тестов и процедур тестирования, а в
отдаленной (впрочем, уже наступающей!) редукции
школьного образования. Неумолимая логика
системно-деятельностного подхода приводит к
тому, что вслед за изменением одной составляющей
процесса обучения (контрольно-оценочной)
последовательно меняются и остальные –
технологическая, содержательная, целевая.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|