Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

КРУГЛЫЙ СТОЛ
 

Воспитание патриотизма: что это значит сегодня?

Мы задумывали этот «круглый стол» как обмен мнениями по вопросу о межнациональных отношениях в детской среде. Но вскоре стало ясно, что эта дискуссия может идти только в контексте разговора о патриотизме и патриотическом воспитании. Этот контекст и стал темой обсуждения.

Вобсуждении вопроса приняли участие: Л.А.Наумов, директор московской педагогической гимназии, Ю.В.Бобринев, директор гимназии № 1514, В.В.Глебкин, кандидат философских наук, преподаватель культурологии, М.В.Левит, кандидат педагогических наук, учитель истории, А.А.Рывкин, директор центра образования «Измайлово», А.Л.Савельев, главный редактор газеты «История». Ведущий – А.А.Берштейн, обозреватель «ПС».

А.Берштейн. Для проверки обоснованности нашей темы задам первый вопрос: а нужно ли вообще патриотическое воспитание в школе?
Л.Наумов. В школе, и не только в школе, нужна работа по формированию национальной и культурной самоидентичности. Эту работу, на мой взгляд, и нужно считать патриотическим воспитанием. Если же мы говорим о патриотическом воспитании как идеологии, то я не убежден, что в современной ситуации школе это необходимо. Для массовой общеобразовательной школы идеологическая задача не является сейчас первоочередной. А вот культурная идентификация является.
М.Левит. Я отвечаю на вопрос однозначно «да». Но понимаю под этим совершенно другое, чем под патриотическим воспитанием понималось в советской школе. В дальнейшем мы конечно же поговорим о том, что такое патриотизм, по крайней мере чтобы прояснить связь патриотизма с воспитанием.
Пока что отмечу, что патриотизм – понятие в своей основе биологическое. И вот патриотическое воспитание как раз и нужно, чтобы придать его природе культурную огранку. Чем выше уровень бытового патриотизма в обществе, тем значительнее становится роль школы как центра патриотического воспитания.
При этом остается и задача культурной идентификации. Во-первых, это часть общего образования и воспитания. Во-вторых, культурная идентификация помогает определиться, найти своих. Но это еще не значит стать патриотом. А патриотическое воспитание – конкретная задача по окультуриванию бытового патриотизма.
В.Глебкин. Я бы хотел обозначить изначальную парадоксальность поставленного вопроса: нужно ли патриотическое воспитание? Что мы все-таки вкладываем в понятие патриотизма? Если это идентификация себя в культуре – такая деятельность несомненно нужна. Что же касается идеологии, то она должна вырастать на онтологических основаниях, естественно вырастать, а не формироваться и спускаться сверху. Подчеркну: формирование культурной идентификации, безусловно, первично по отношению к идеологии.
Ю.Бобринев. Я тоже считаю, что надо сначала понять, о каком патриотизме мы говорим. Многие люди понимают под патриотическим воспитанием именно целенаправленную идеологическую деятельность в интересах определенного круга людей. И в этом смысле патриотическое воспитание – штука опасная, чему в истории множество примеров. Я согласен, что патриотическое воспитание – это помощь человеку в осознании определенных ценностей и приобщении к культурной традиции. Отсутствие такого патриотизма может привести к серьезному кризису для общества.
А.Рывкин. Но у нас, к сожалению, всегда доминирует государственный патриотизм. И если будет преобладать любовь к государству, а не к Родине, мы будем стоять перед очень серьезными проблемами. Я бы сказал, что любить Родину – это, наоборот, не любить государство.
И если говорить о государственном патриотическом воспитании в массовой школе, то считаю, что сегодня это вредно. Патриотизм как любая ценность меняется. Поэтому, думаю, самое простое и важное – это самоидентификация в семье. Родина начинается в семье. Это в первую очередь сопричастность близким, умение любить тех, кто находится рядом. Надо помогать налаживать семейные ценности. У нас всегда доминирует государственный патриотизм, причем институты, которые его реализуют, абсолютно разные.
А.Савельев. Еще с архаических времен в понятии патриотизма присутствуют как бы два начала – материнское и отцовское. Родина и Отечество. Иррациональное и рациональное. То, что закладывается в семье. И то, что выходит за ее пределы: военное, государственное воспитание. В наше время явно превалирует государственное. Хотя раньше патриотическое сознание было иное.
Русские люди воевали в первую очередь не за царя-батюшку, не за государство. А на первом месте были – Вера, Церковь. Патриотизм на Руси всегда ассоциировался с православием. Конечно, Россия – многонациональная страна. Но я говорю о тесной связи понятия патриотизма с религией. Собственно тем институтом, который и помогает воспитывать семейные ценности и сохранять традиции и культурную идентификацию.
Л.Наумов. Я бы все-таки хотел сказать, какой я вкладывал смысл, когда говорил о культурной идентичности.
Обозначу свою позицию. Я убежден: мы стоим в начале формирования русского, этнического национализма. Это не столько идеология, сколько настроение, мироощущение. Но за этим мироощущением – на одно-два десятилетия – будущее. Я не стану это аргументировать в силу очевидности. И говорю об этом совершенно безоценочно. И задачу нашу, учительскую, вижу в том, чтобы это настроение оказалось максимально разумным и культурным. Бороться против этого настроения совершенно бесполезно: это значит – бороться против реальности. Или все равно что бороться против зимы. С зимой надо работать культурно: дрова собирать, дом строить, хороводы водить… То есть надо помочь подрастающему поколению осознать свою этническую идентичность в первую очередь как культурный феномен. И в этом я вижу культурную, политическую, идеологическую и – в нашем случае – образовательную задачу.
М.Левит. И все же мы должны точнее определиться с понятием патриотизма. С точки зрения социологии патриотизм – это одна из форм групповой самоидентификации. Он имеет несколько уровней. Первый, самый элементарный уровень – этнический патриотизм, который зиждется, грубо говоря, на крови и цвете кожи. Второй – территориальный. Он также очень силен и может быть также назван почвенным. Не стоит смешивать кровь и почву, это частая ошибка. Следующий уровень – патриотизм гражданский, в основе которого общность прав и свобод граждан. Далее – государственный патриотизм, который в отличие от гражданского держится на существовании властной пирамиды. Еще одна разновидность патриотизма – культурный патриотизм. Это патриотизм языка, мышления, ментальности. Наконец, есть еще конфессиональный патриотизм.
В качестве важного замечания по поводу этой классификации нужно сказать, что гражданский патриотизм первичен, и лишь на нем может строиться патриотизм государственный. Иначе неминуемо на бытовом уровне проявится этнический, который любое многонациональное государство разорвет в клочья.
В.Глебкин. Когда мы произносим «патриотизм», действительно возникают неизбежно ассоциации с государством, с военно-патриотическим воспитанием. В этом смысле, повторяю, словосочетание «культурная идентификация» более удачное. Очевидно, что простейшее определение патриотизма – это любовь к Родине. Человек – существо социальное. Он родитель и выполняет долг перед своими детьми. Он представитель определенной профессии, он же член какого-то рода и, наконец, носитель какой-то традиции. Оказывается, что многое из того, что кажется индивидуальным, уже заложено культурой, к которой, наверное, он принадлежит. И если в этом контексте говорить о самоидентификации, то свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы показывать ученикам эти связи, эту традицию, корни их действий в повседневной жизни.
Ю.Бобринев. Наше общество пережило за последнее столетие несколько катастрофических потрясений. Поэтому сейчас люди воспринимают любую идею с нездоровым скепсисом. Задача школы в том, чтобы этот скепсис, ведущий на самом деле к цинизму, уменьшать. Другой вопрос, что далеко не все, кого обычно считают профессионалами, способны это увидеть, а уж тем более что-то с этим сделать. Это первый момент. А второй момент: я абсолютно согласен с тем, что любовь к Родине начинается с любви к своим близким, к той территории, на которой ты живешь. Но я не могу определить какую-то совокупность действий, которые характеризуют такого человека. Я воспринимаю это чувство иррационально. Но тот самый цинизм, который сейчас господствует в обществе, подрывает семейную любовь, когда родителям нет ни времени, ни дела до своих детей, и тогда ребенок имеет шансы вырасти циником значительно большим, чем при всех тоталитарных режимах. И те, кто занимается воспитанием, должны задуматься не только над тем, как воспитать ребенка внутри школы, но и как работать с семьей, потому что нормальный, здоровый патриотизм, видимо, начинается отсюда.
А.Берштейн. Вот наконец мы разграничили понятия «здоровый патриотизм» и, если угодно, «опасный», или, как его иначе называют, «квасной»… Итак, мы сформулировали задачи, стоящие перед школой, связанные с культурной самоидентификацией и окультуриванием бытового патриотизма, отметили, что государственное, идеологическое участие может привести к отрицательным последствиям. Так или иначе, сумму задач этого, условно говоря, патриотического воспитания мы назвали. А какие могут быть предложены варианты, формы работы непосредственно в школе, как противостоять опасностям, как «подготовиться к зиме», чтобы ее пережить?
А.Рывкин. Нужно вводить в образовательный контекст краеведческую деятельность, целью которой было бы изучение того, как жили твои предки на территории, которая имеет условные границы. Кроме того, надо уметь противостоять государственным поползновениям против гражданского патриотизма. И здесь необходимо активное общение взрослых и детей.
М.Левит. Центральной частью патриотического воспитания я считаю воспитание гражданственности, тех взаимосвязей, которые обеспечивают осознание того, что моя гражданская община хороша. Воспитательное пространство школы нужно строить по клубному принципу, где интересы людей позволяют им содействовать друг с другом. Нужно поощрять солидарность, которая отличается от коллективизма тем, что в коллективизме нет «я». Ситуацию солидарности можно создать только в школе. И задача педагога не в организации совместной деятельности, а в том, чтобы ее привнести. Видов деятельности может быть много: от газеты до школьной гражданской общины. На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в формировании толерантности и солидарности.
Л.Наумов. Убежден, что от полемики по поводу государственного патриотизма стоит вообще отказаться.
Вдобавок к семье у патриотизма есть еще два онтологических основания, не вообще, а именно в российской традиции. Во-первых, это дружба, понимаемая в широком смысле слова, то есть дружба как братство, как сотрудничество, дружба как общность круга. Думаю, в нашей культурной традиции это некий эквивалент понятию согражданства. Мне кажется, здесь есть несколько ходов, которые все мы на практике используем: это и школьные встречи с выпускниками, и друзья, которые встречаются после окончания школы. Общность часто возникает не на основе территориальной принадлежности, а на основе общей судьбы. Второй аспект – без сохранения русской языковой общности все наши слова о патриотизме приобретают достаточно эфемерный характер. А угроза на самом деле существует и на языковом уровне…
И еще я хочу напомнить банальную вещь: содержательный учебный процесс ведет к становлению личности. Именно в этой связи можно говорить и о внеурочной работе, ибо это и есть индикатор того, как мы относимся к учебному процессу, какие смыслы в него вкладываем. И все это, повторяю, возможно при наличии высокого русского языка, языка общения.
В.Глебкин. По-моему, мы можем и должны не только делиться с ними своим опытом, но и демонстрировать культурную традицию, показать смыслы, которые вкладывали в жизнь люди, например, XIX века. Мы не можем давать им заранее какие-либо ответы. Решать будут они сами. Но помочь им хотя бы какими-то вариантами ответов мы в состоянии.
Ю.Бобринев. Очень важно и на уроке, и после демонстрировать детям настоящие культурные образцы общения. Чтобы противостоять тем, которые тиражируются, в частности, на телевидении, да и в повседневной жизни. Нужно уметь организовать такое общение, создать атмосферу, в которой оно произрастает. Нужны противовесы авторитарным формам общения. Для этого особенно важны традиции, уважение к собственной школе, гордость за то, что ты там учишься. У нас работают много учителей – бывших учеников школы, в частности, я сам. Постоянно приходят общаться выпускники, нынешние студенты. Мы всячески поощряем такое общение и стараемся создать все условия. Это тоже патриотизм.
А.Рывкин. Совершенно согласен: крайне важно совместное общение взрослых, детей, студентов, поиск для этого соответствующих форм – у нас это взросло-детская академия. И постоянные поездки по стране…
М.Левит. Мы, по сути, говорим о том, что воспитание высокого патриотизма будет успешным, если моделью гражданской общины станет школа. Добавлю только, что она не должна быть замкнутой, важно еще осуществлять альтруистическую деятельность вне ее пределов. Тогда создается системное воспитательное поле, на котором вырастает то, что мы назвали здоровым патриотизмом.
А.Берштейн. Как только мы перешли к перечислению практических форм работы по патриотическому воспитанию, так сразу речь пошла об очень привычных вещах: содержательном уроке, внеурочном и внеклассном общении, клубах, краеведении, поездках… Это все всегда было и есть. А может быть, нужна какая-то специальная программа патриотического воспитания?
М.Левит. Только в том случае, если рассматривать патриотизм как некое специфическое качество человека. Если же это общее свойство, то никакой специальной программы не требуется.
Л.Наумов. Но может быть, нужна целевая государственная программа финансовой помощи школе? Хотя бы на тот же школьный туризм. Поездки по стране стоят теперь не меньше, чем за границу.
Ю.Бобринев. Да, но при этом важно понять, что захочет государство, давая эти деньги. У нас может оказаться разное прочтение того, что такое патриотизм. Мы, допустим, за гражданское воспитание, а государству это надо? Кто платит… Здесь может возникнуть противоречие.
М.Левит. К тому же есть уже такая программа патриотического воспитания молодежи, на нее выделены какие-то миллионы. Правда, где они?..
А.Берштейн. А «Идущие вместе»? А движение «Молодая гвардия»? У государства действительно могут оказаться другие приоритеты. И со своей частной программой патриотического воспитания школа останется не только без помощи государства, но и, возможно, в оппозиции к нему.
Л.Наумов. Я бы хотел все-таки вернуться к нашей теме. Есть еще один вопрос, требующий серьезного анализа: проблемы русского языка. Мы настолько долго решали задачу доведения иностранного языка до уровня родного, что упустили собственно родной. Сегодня многие дети владеют русским языком, как иностранным: то есть на уровне функциональной грамотности и коммуникации. А это блокирует процессы освоения родной культуры. Это новое явление – конца 90-х годов, серьезная и актуальнейшая проблема.
М.Левит. Вот мы и нащупали стержень. Необходимо сделать так, чтобы русский язык из средства бытового общения превратился в самостоятельную культурную ценность. То есть придать ему системообразующий статус в учебном процессе. Задача самая что ни на есть патриотическая.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru