Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена
|
Отступление от темы
Наше поколение, чьи школьные годы пришлись на
«тихие» 1980-е, кажется, выросло с этой тоскливой
ненавистью к классным часам. Она тоже была тихая
и безнадежная, как сам факт того, что, если ты не
дежуришь в раздевалке, если медпункт закрыт и нет
никакого кружка юных натуралистов, в который
можно было бы срочно записаться, значит – все:
после шести уроков тебя поймают, снова водворят в
класс и будут тебе читать мораль. Воспитывать…
Поэтому скорее всего не ошибусь, рискнув сказать
от лица сверстников: мы пришли в свою взрослую
жизнь, будучи уверенными, что прямое слово на
темы нравственности – это как раз то, чего от нас
ждут в наименьшей степени и вообще чего в
наименьшей степени стоило бы ждать от себя самим.
…Не знаю, насколько они отражают или не отражают
общую картину, два моих одиннадцатых класса из
двух разных гимназий, расположенных в разных
концах города. Мы встречаемся с каждым из них два
часа в неделю, и мне всегда стыдно, когда в
очередной раз срываешься в такого рода
рассуждения (в голове, как секундомер, все это
время тикает «не успеваем – не укладываемся»…).
Но са-
мое странное при этом – то, как они слушают в эти
самые моменты отступлений от темы. Каждый, кому
случалось входить в класс или аудиторию, знает
эту особенную тишину, когда какое-то мгновение
переживаешь редкое ощущение абсолютной
правильности и оправданности происходящего, и
это и есть ощущение победы.
При этом мои одиннадцатиклассники – типичные
прагматики. И наши с ними встречи – типично
прагматические отношения будущих абитуриентов и
университетского преподавателя, подтвержденные
контрактом: «дополнительные образовательные
услуги на платной основе». Так что потерянное на
отступлениях от темы время – действительно
деньги. То
самое время, которое должно быть затрачено на
преодоление пресловутого разрыва между школьным
и вузовским образованием. Как-то я заговорила об
этом с учительницей литературы, работающей в
одном из этих классов. Да, подтвердила она, они
совершенно по-другому слушают, когда с ними
просто говоришь «про жизнь». И потом озадаченно
добавила: знаешь, ведь они и на классные часы сами
ходят и – слушают…
Во всем этом, конечно, нет ни ее, ни моих заслуг
или профессиональных достижений. Есть логика
времени. И есть вечная потребность человека в
человеческом, то есть в ценностях, закрепленных
словом. В этом смысле время обесцененных слов уже
прошло – может быть, в годы нашей детской
ненависти к классным часам и «чтению морали».
Тогда действительно правильных слов было очень
много и стоили они очень дешево…
Сегодня ситуация иная. Слов нет вообще. Ни
обесцененных и никаких других. А потребность в
них не исчезает, и она будет тем больше, чем
меньше человеческого будет оставаться там, где
обычно идет массовое производство слов такого
рода – на телевидении, в шоу-бизнесе, в публичной
политике. Поэтому уже начинается добыча
«правильных слов» кустарным способом. В газетной
статье (и это при том, что вроде бы газета
окончательно проиграла телевидению, но как
стремительно возвращается в семьи забытая
привычка чтения статей вслух – иногда с экрана
компьютера…). В случайно найденной книге. В
дружеском разговоре. Даже в учительском
«отступлении от темы»… И здесь речь уже идет не о
том, как вернуть доверие к слову и найти такое
слово, которому стали бы доверять. В нынешних
условиях дефицита на ура пройдет любая дешевка,
будь то наскоро состряпанная идеология или
самозваная проповедь. Так что, наверное, стоит
поговорить и об ответственности за слово,
падающее в тишину…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|