Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

СЕМЕЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Из всех почетных титулов нет более ценного, чем простое звание “папа”. Но проблем, связанных с ролью мужчины в семье, так много, что учителя уже просто не понимают, как воспитывать мальчишек.
Институт семьи подтачивается и получает прямые удары. Алкоголизм, безработица, разводы… Разрушительные для детей последствия распада семьи бесспорны.
Сумеем ли мы преодолеть нынешний кризис домашнего очага?

Олег КАЛИНА, психолог-консультант
Москва

Завтра придешь в школу с отцом!

Cкорее всего отец занят на работе с утра до ночи или не пользуется в своей семье авторитетом, а может, давно не живет с женой и ребенком. Так что в школе он вряд ли окажется. А чтобы мужчина пришел на родительское собрание, должен перевернуться мир!
Согласно социологическим исследованиям сейчас каждый седьмой российский ребенок воспитывается в неполной семье, и в 94% случаев это семья, с которой отец не живет. Все время рядом с ребенком почти одни женщины: в школе – учительницы, дома – мать и бабушка. А действительно, так ли уж нужен ребенку отец, если его все равно нет рядом?
Похоже, что нужен! 80% детей от восьми до пятнадцати лет хотели бы, чтобы их отцы проводили с ними больше времени. Именно дети из неполных семей и семей, где отец практически не общается с ребенком, – наиболее частые пациенты детских психологических центров и возмутители спокойствия на уроках в школе. Многочисленные факты указывают на то, что нарушенные отношения с отцом могут привести к серьезным психологическим трудностям у маленького ребенка, а впоследствии у подростка – к асоциальному поведению и депрессии.

Иду искать
Получается, что отец играет существенную роль в детском развитии. Осознанно или нет, но дети пытаются найти отца всевозможными, иногда самыми неожиданными способами, причем не только во внешнем мире, но и в собственном, внутреннем. Как же ребенок ищет отца и для чего?
Прежде всего отец нужен ребенку, чтобы помочь ему открыть для себя отношения, существующие за пределами отношений с матерью. Отец помогает ребенку обрести чувство автономности, независимости, собственной идентичности.
Общение с отцом более шумное, яркое и насыщенное. Куда непредсказуемее и опаснее, чем общение с матерью. Поскольку отцы проводят с детьми меньше времени, чем матери, они хуже знакомы с языком своих маленьких детей и говорят с ними на взрослом языке, который более сложен и директивен. Это стимулирует языковое развитие детей и расширяет сферу их контактов с окружающим миром.
Если отец не живет с семьей или испытывает трудности в контактах с ребенком, мало интересуется им, процесс психологического отделения ребенка от матери может затянуться на годы и отразиться на его эмоциональном развитии, поведении и даже школьной успеваемости. Мамы таких детей могут часами просиживать со своим ребенком за выполнением домашних заданий, но все старания будут напрасны. Их мысли, интересы полностью заняты ребенком, они не представляют себя без него и его без себя. А что же сам ребенок?

Останься со мной, уходи...
Его чувства могут быть очень противоречивы, а причины поступков – неосознанны. Хочется и подольше оставаться под опекой матери, и отделиться, обрести независимость и самостоятельность. Выполнение домашних заданий вместе с матерью станет невыносимым, но будет продолжаться. Ребенок как будто просит мать: “Оставайся со мной, никогда не покидай меня”, но он также говорит, быть может, очень тихо, шепотом: «Когда ты наконец займешься своими делами? Когда у тебя появятся свои интересы и ты поймешь, что мои двойки – только мои, но не твои?” От все большего непонимания со стороны матери ребенок будет впадать в апатию, окончательно теряя самого себя, не зная, как еще намекнуть матери о своем желании быть самостоятельным. Или, наоборот, он превратится в агрессивного подростка, считающего, что сам сможет силой разорвать эти сковывающие отношения.

Задачка не решается
Некоторые дети с развитым воображением постараются решить проблему, уйдя с головой в компьютерные игры, хотя бы в фантазиях становясь сильными, ловкими. Такими, каким мог бы быть их отец, если бы был рядом. В такой семье скорее всего нет мужчины, который мог бы вернуть себе жену, “засидевшуюся” с ребенком, и отца, который дал бы возможность повзрослевшему ребенку развиваться самостоятельно, перерезал бы психологическую пуповину, связывающую мать и ребенка.
Бывает, матери скрывают что-то связанное с отцом, стараясь вычеркнуть все относящееся к нему из жизни ребенка. В такой ситуации детям труднее всего: в своем воображении они не могут соединить двух самых главных людей – отца и мать – и будут отказываться от объединения и чего-то другого. Например, слов в предложениях, чисел в вычислениях. Конечно, у них могут быть и другие основания для этих трудностей, поэтому не стоит торопиться с наказанием за глупые ошибки, а помнить о возможной сложности и переплетенности причин их школьной неуспеваемости.
Формирование идентичности, автономности неразрывно связано с развитием чувства мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Роль отца здесь исключительно велика. Для мальчика найти отца, идентифицироваться с ним означает обрести собственную мужественность. Специалисты выявили важную закономерность, о которой полезно знать отцам: то, насколько мальчик принимает идеалы мужественности, в большей степени зависит от отцовской эмоциональной теплоты, отзывчивости и поддержки, а не от того, соответствует ли отец традиционному стереотипу настоящего мужчины.

Невосполнимая утрата
Успешность формирования полоролевой идентичности напрямую связана с эмоциональным благополучием и поведением ребенка. Часто представления об отце как о плохом, злом, жестоком приводят к тому, что ребенок сам становится таким же, будто говоря: “Я хочу быть таким, как мой отец”. А для мальчика это еще и “я хочу быть мужчиной”. Недаром народная мудрость гласит: “Яблоко от яблони недалеко падает”. Каков отец, таков и сын. Проблема в том, что необходимая для развития идентификация происходит с негативными отцовскими чертами.
Фактически, когда отец уходит из семьи, ребенок сталкивается с потерей любимого человека. Однако утрата эта особенная, она не связана со смертью близкого, но переживаться может даже еще сильнее. Казалось бы, вот он, отец, живет через дорогу с новой семьей, проходит мимо, но совершенно недостижим, не звонит и не интересуется жизнью старой семьи. Отец не умер в реальности, но он умирает во внутреннем мире ребенка. Сначала место отца в психике заполняется фантазиями, спутанными и иррациональными, а потом и вовсе опустеет. Такой крайний исход приводит к серьезным психическим трудностям не только в детстве, но и позже, во взрослом возрасте. Далеко не каждый ребенок сможет отправиться на поиски отца самостоятельно. Тут ему необходима помощь психотерапевта или матери, которая будет способствовать созданию у ребенка образа отца без излишних приукрашиваний, но и не обесцененного, чтобы отец смог занять свое законное место во внутреннем мире ребенка. Во многом именно от матери зависит, встретятся ли когда-нибудь (в реальности или во внутреннем мире) отец и его ребенок и какой будет эта встреча. Мать может и спрятать отца от ребенка, и помочь ему найти его.

Неправильные правила
То, что отец обретает свое значение для ребенка благодаря матери, и то, что ребенок во многом видит отца ее глазами, является научным фактом. Если мать сохранила хорошую память об отношениях с мужем, у ребенка будет образ отца как сильного и надежного. А коль она говорит о нем как о страшном и угрожающем, то чувства ребенка к отцу, его образ будут отрицательными.
Образ отца у ребенка важен еще и потому, что с ним связано принятие норм и правил, которых ребенок должен придерживаться, а также тех идеалов, на какие он будет ориентироваться в своей жизни. Иногда эти нормы ребенку придумывает мать. Но именно отец должен стать их гарантом и удостоверять их значимость. Чем более строгими и оторванными от реальности будут эти нормы, тем сильнее разовьются вина и страх у ребенка за их нарушения, тем труднее ему, невозможнее контролировать свое поведение. В результате ребенок поведет себя так, что про него скажут: без царя в голове.
Конечно, понимание роли отца во многом связано с культурно-историческим контекстом, но его значение как второго главного человека в жизни ребенка, как мужчины, мужа матери и родного человека, передающего ребенку неотъемлемую часть истории рода, может быть устойчивым и относительно независимым от культуры.
Кажется, что отец и ребенок то приближаются друг к другу в обоюдных поисках, то расходятся. Но всегда есть надежда, что эта встреча произойдет. Пусть даже им придется пройти длинный путь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru