Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ

Вопросы задавала Елена ИВАНИЦКАЯ

Если на родителей надежды нет

Заведующая диспансерным отделением городской наркологической больницы Санкт-Петербурга Лариса СОКОЛОВА советует педагогам самим начать разговор с ребенком

– Лариса Николаевна, сегодня все настойчивее слышится такое предложение: всех старшеклассников и студентов обязать регулярно сдавать анализы на потребление наркотиков, а отказавшихся исключать из школы или вуза. Как вы относитесь к такой инициативе?
– Признаюсь, я долгое время ратовала именно за такой подход: да, проверять, да, поголовно! Но теперь, с опытом, мнение свое переменила. Не с того надо начинать. Детей поголовно загонять на анализы, а потом карать – без толку. Кроме того, мы не имеем на это права по закону. А если ребенку не исполнилось 18 лет, требуется еще и согласие родителей. Бороться надо с теми, кто занимается наркотической коммерцией и отравляет наших детей.

– Как же быть? Что могут предпринять родители?
– Не впадать в панику. Не демонстрировать чрезмерного волнения. Не читать мораль и ни в коем случае не угрожать. А поговорить с ребенком откровенно. Дать ему понять, что родители не осуждают, а ищут вместе с ним способ избавиться от наркомании.
Когда мой сын подрос, а самый опасный возраст – 12–14 лет, я начала в его школе проводить профилактические занятия. Меня пустили, потому что администрация школы знала, что я врач-нарколог с большим опытом, и доверяла мне. Но мне повезло: это было давно. А сегодня директор не пустит в школу для работы с детьми добровольного помощника, потому что ему не позволяет законодательство. Но профилактика в школах должна проводиться, поэтому сейчас специалисты-наркологи работают не с детьми, а с педагогами.

– А что вы можете посоветовать учителям?
– Если учитель заметил, что с его учеником творится неладное, ему сначала лучше поговорить с родителями. Конечно, не о своих подозрениях, а только о конкретном факте, вызвавшем тревогу.
Постарайтесь понять, насколько родители в курсе того, что происходит с ребенком. Знают ли они о его прогулах, денежных долгах или двойках? Возможно, подозрительным признакам есть простое объяснение. По крайней мере вы поймете, внимательна ли семья к подростку, не потеряли ли родители с ним контакт. Если они не имеют представления о последних событиях в жизни сына или дочки, ваши вопросы подтолкнут родителей присмотреться к ребенку, поговорить с ним.
Обязательно спросите, как ваш ученик проводит вечера, часто ли уходит из дому. Не появились ли у него новые друзья за последнее время?
Предположим, у вас есть довольно веские основания опасаться за благополучие подростка. Попробуйте осторожно сообщить об этом родителям. Обязательно уговорите их не предпринимать сразу решительных мер. Пусть сначала просто понаблюдают за ребенком. Посоветуйте им под любым предлогом оставить ребенка дома на пару дней под присмотром кого-нибудь из родственников. Придумать срочный ремонт кухни, внезапную поездку к бабушке или «заболеть» и попросить подростка поухаживать за ними. Станет ли заботливая дочка, несмотря на все просьбы о помощи, убегать из дому? Как изменится состояние сына за дни неявного домашнего ареста?
Через неделю родители будут готовы обсудить с вами возникшую проблему, выслушать совет. Дайте им координаты наркологической службы в вашем городе, районе.
Что еще может учитель посоветовать родителям? Действеннее, когда ребенком в особо доверительных ситуациях занимается родитель другого пола: девочкой – отец, мальчиком – мать. И время от времени нужно проверять ситуацию в своей семье взглядом со стороны, взглядом специалиста. В каждой семье свои проблемы. Бесконфликтных, беспроблемных семей не бывает. Поэтому каждой семье должен быть доступен бесплатный психолог. Я этого долго добивалась и добилась: у нас теперь во всех наркологических отделениях родителям сообщают адрес, телефон и часы приема психолога.
Если на родителей надежды нет, поговорите с учеником сами. Не ждите, что он придет к вам с откровенными признаниями. Найдите предлог оставить его после уроков, расспросите о жизни, о последних событиях, о планах на будущее. Возможно, вам удастся установить контакт, вызвать эмоциональную реакцию. Детям часто не хватает именно такого личного общения.
На уроках учителя задают вопросы, ответы на которые им заранее известны. Здесь же диалог придется строить иначе. И надо быть готовым принять и разделить самые неожиданные реакции собеседника.
Увидев, что ученик закрывается от ваших вопросов, от всяких попыток вмешательства в его личную жизнь, отступите. Найдите другого человека – учителя, родственника, соседа – кого угодно, с кем у подростка сохранилась внутренняя связь, уговорите его побеседовать с ним. Но если поймете, что рядом с подростком действительно нет ни одного разумного человека, которому он доверяет, не ломитесь напрасно в запертую дверь. Время уходит. Обратитесь к инспектору по делам несовершеннолетних. Он обычно хорошо знает распространителей наркотиков в своем районе и подскажет способ помочь вашему ученику.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru