Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ


По материалам исследования подготовил
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Когда начинать профилактику

Сейчас работа ведется в первую очередь со старшеклассниками. Но социолологические исследования показывают: к десятому классу у школьников резко падает степень доверия ко взрослымаг

Cотрудники научно-исследовательского центра «Регион» провели социологический опрос среди школьников Ульяновска «Факторы, тенденции и последствия роста наркомании». И вот что выяснили. Основным источником информации о наркотиках и наркоманах для детей по-прежнему остаются школьные психологи и учителя (39%). Доверием у ребят пользуются и работники наркодиспансеров (45%), потому что школьники ориентированы на серьезный разговор со специалистами, способными вести диалог по-взрослому, квалифицированно, без лишних эмоций. Вывод: привлечение специалистов к работе со школьниками усилит профилактику наркомании.
Степень доверия к взрослым зависит от возраста детей. Если до девятого класса школьники доверяют учителям (42%), то десятиклассники более критичны к любым источникам информации (36%). Самые благоприятные для активной работы учителей по профилактике наркомании средние классы: с 7-го по 9-й.
По данным исследования, около 30 процентов школьников получают информацию о проблемах, связанных с наркоманией, от родителей. Словам и доводам родителей поначалу доверяют больше, чем другим источникам – друзьям, знакомым. Однако с возрастом уровень доверительности в отношениях с родителями падает. В 7 классе, когда проблема наркотиков впервые встает наиболее остро, за помощью к членам семьи готов обратиться каждый второй семиклассник. К 10 классу – уже только 40 процентов подростков. Наибольший эффект беседы с родителями приносят ученикам 6–8 классов.
Между тем проводимые в школе мероприятия ориентированы прежде всего на старшеклассников, чье доверие к взрослым уже не столь велико. Вывод: профилактическую работу более целесообразно начинать в средних классах, когда между учениками и учителями еще существуют доверительные отношения.
Какие же мероприятия по профилактике и борьбе с наркотиками обычно проводятся в школах? Вывешиваются стенды, плакаты и газеты (40%), беседы с классным руководителем случаются не часто (27%), а лекции врачей – и того реже (26%). И если ребята достаточно высоко оценивают лекции специалистов и демонстрацию фильмов о наркотиках и наркоманах, то о стендах, плакатах и школьных газетах они говорят: «Их никто не читает».
Резко негативно школьники высказывались о «нотациях» малосведущих людей. Поверхностное представление взрослых о наркотиках и последствиях их употребления – одна из причин отторжения информации. В такой ситуации у подростка формируется мнение: «Я знаю больше, чем они», «Они ничего об этом не знают».
Помогает ли в борьбе с наркотиками усиленная охрана школы? Тут позиция школьников неоднозначна. Прозвучали даже такие высказывания: мол, охрана и милиция сами порой являются источниками распространения наркотиков. Очевидно все же, что эффект охраны можно усилить, если будет охраняться и территория, прилегающая к школе.
Особое значение для подростков имеет обучение правилам общения с теми, кто употребляет наркотики. Именно отсутствие в профилактических мероприятиях таких методик вызывает наиболее негативную оценку школьников (28%).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru