Третья тетрадь
детный мир
|
ИМЯ БЕДЫ - НАРКОТИКИ
По материалам исследования подготовил
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Когда начинать профилактику
Сейчас работа ведется в первую очередь
со старшеклассниками. Но социолологические
исследования показывают: к десятому классу у
школьников резко падает степень доверия ко
взрослымаг
Cотрудники научно-исследовательского центра
«Регион» провели социологический опрос среди
школьников Ульяновска «Факторы, тенденции и
последствия роста наркомании». И вот что
выяснили. Основным источником информации о
наркотиках и наркоманах для детей по-прежнему
остаются школьные психологи и учителя (39%).
Доверием у ребят пользуются и работники
наркодиспансеров (45%), потому что школьники
ориентированы на серьезный разговор со
специалистами, способными вести диалог
по-взрослому, квалифицированно, без лишних
эмоций. Вывод: привлечение специалистов к работе
со школьниками усилит профилактику наркомании.
Степень доверия к взрослым зависит от возраста
детей. Если до девятого класса школьники
доверяют учителям (42%), то десятиклассники более
критичны к любым источникам информации (36%). Самые
благоприятные для активной работы учителей по
профилактике наркомании средние классы: с 7-го по
9-й.
По данным исследования, около 30 процентов
школьников получают информацию о проблемах,
связанных с наркоманией, от родителей. Словам и
доводам родителей поначалу доверяют больше, чем
другим источникам – друзьям, знакомым. Однако с
возрастом уровень доверительности в отношениях
с родителями падает. В 7 классе, когда проблема
наркотиков впервые встает наиболее остро, за
помощью к членам семьи готов обратиться каждый
второй семиклассник. К 10 классу – уже только 40
процентов подростков. Наибольший эффект беседы с
родителями приносят ученикам 6–8 классов.
Между тем проводимые в школе мероприятия
ориентированы прежде всего на старшеклассников,
чье доверие к взрослым уже не столь велико. Вывод:
профилактическую работу более целесообразно
начинать в средних классах, когда между
учениками и учителями еще существуют
доверительные отношения.
Какие же мероприятия по профилактике и борьбе с
наркотиками обычно проводятся в школах?
Вывешиваются стенды, плакаты и газеты (40%), беседы
с классным руководителем случаются не часто (27%),
а лекции врачей – и того реже (26%). И если ребята
достаточно высоко оценивают лекции специалистов
и демонстрацию фильмов о наркотиках и
наркоманах, то о стендах, плакатах и школьных
газетах они говорят: «Их никто не читает».
Резко негативно школьники высказывались о
«нотациях» малосведущих людей. Поверхностное
представление взрослых о наркотиках и
последствиях их употребления – одна из причин
отторжения информации. В такой ситуации у
подростка формируется мнение: «Я знаю больше, чем
они», «Они ничего об этом не знают».
Помогает ли в борьбе с наркотиками усиленная
охрана школы? Тут позиция школьников
неоднозначна. Прозвучали даже такие
высказывания: мол, охрана и милиция сами порой
являются источниками распространения
наркотиков. Очевидно все же, что эффект охраны
можно усилить, если будет охраняться и
территория, прилегающая к школе.
Особое значение для подростков имеет обучение
правилам общения с теми, кто употребляет
наркотики. Именно отсутствие в профилактических
мероприятиях таких методик вызывает наиболее
негативную оценку школьников (28%).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|