Третья тетрадь
детный мир
|
ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ
отрывки из книги Кэтлин КУШМАН
Kathleen Cushman: Fires in the Bathroom, The New Press; New York, London; 2003
“Пожар в туалете”
Откровенные разговоры с подростками
случаются редко.
Нам кажется, что они уходят в себя и сами не хотят
говорить. Отвечают что-то такое односложное.
Подростки же уверены, что смысла разговаривать с
нами, взрослыми, нет, потому что мы их все равно не
услышим. И это правда. Когда мы что-то требуем от
подростков дома или в школе, нам они кажутся уже
вполне взрослыми, а если вдруг они решатся
высказать свое мнение, мы только разводим руками:
какие же они все-таки дети.
В США уже несколько лет существует корпорация с
говорящим названием «ЧТО МОГУТ ДЕТИ».
От корпорации и поступил заказ
исследовательнице Кэтлин Кушман, автору
педагогических бестселлеров, попробовать
услышать самих детей о том, что такое школа, каким
должен быть учитель, как нужно учить, чтобы школа
и учила, и была интересной.
В соавторы Кэтлин выбрала сорок
старшеклассников со всей страны в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет из больших
городов и малых, отличников и двоечников, только
что перешедших в старшую школу и уже ее
закончивших, бросивших школу, а так же тех, кто
нашел в себе силы в нее вернуться. Они
проработали с перерывами почти год, и в
результате получилась книга «Пожар в туалете»,
отрывки из которой мы и использовали на этой
странице.
Почему «Пожар в туалете»?
«Держу пари, – пишет Кэтлин Кушман, – что хотя бы
в одной из школ Соединенных Штатов дети подожгли
или поджигают в этот момент урну в туалете. И если
говорить откровенно, каждый из нас знает,
почему». Так и родилось название книги, в которой
о школе, об учителях говорят старшеклассники.
Книга начинается так: «Проект “Советы
старшеклассников учителям”» многим педагогам
представлялся затеей, мягко говоря,
легкомысленной. Что стоящего могут сказать
учителям дети в столь юном возрасте?
Но это меня не удивило. Удивило другое.
Практически ни один из участников нашего юного
исследовательского коллектива не помнит, чтобы
кто-нибудь задавал им подобные вопросы про школу,
учителей, учебу прежде. Получается, мы
действительно не разговариваем друг с другом.
Вспоминая перипетии исследования, я думаю о том,
насколько весь процесс нашей работы оказался
похожим на хорошую учебу, для поиска которой мы и
собрались вместе. Каждый педагог знает, что
хорошее обучение влечет за собой гораздо больше,
чем приобретение знаний. Обучение требует
смелости открыто взглянуть на то, что есть, и
размышлений о том, как это могло бы быть. Обучение
требует смирения, готовности видеть свои ошибки
и пробовать снова и снова. Обучение требует
сочувствия, взаимопонимания между учителем и
учениками. И обучение предполагает интерес или,
другими словами, обычное любопытство к людям, к
идеям.
К моей радости, многое из этого случилось в нашей
группе. И не нужно обращать внимание на видимую
директивность детских советов. Этой
директивности, по-видимому, они все-таки
научились у нас.
Попробуем услышать и удивиться, какие на самом
деле взрослые наши дети, голос которых обычно мы
не слышим или не умеем слышать».
ыл у нас один учитель физкультуры. Когда
он говорил, что нужно пробежать двадцать кругов
по залу, мы начинали ныть, и он говорил: ну хорошо,
пять… Когда он видел, что мы устали, говорил: ну
хорошо, можете остановиться. Он был классный
парень. После занятий покупал нам пиццу. Но на
соревнованиях мы проигрывали все подряд. В школу
пришел новый учитель. Он сразу удвоил нагрузку до
пятидесяти кругов. Если мы возражали, прибавлял:
пятьдесят два! Он заставлял нас работать, и мы его
тихо ненавидели. Но когда настало время
соревнований, мы выиграли все первые места. Так
мы узнали разницу между любить и уважать. Alexis
Похоже, если не нравится учитель, то не нравится и
предмет. Так мне никогда не нравилась история. Но
в этом году к нам пришел классный учитель, и хотя
все равно трудно и тесты у меня не получаются, мне
начинает нравиться то, что мы делаем. Вosung
Некоторые учителя уделяют больше внимания тем
ученикам, у которых лучше получается. Всем
остальным они как бы говорят: «Вы не стоите моего
времени». Это ужасно – быть в таком классе. Alexis
Учительские «Я так сказал!» или «Здесь я
учитель!» – недостаточное объяснение для
наказаний. Bosung
Если ученик нуждается в помощи, лучше, чтобы
учительница подошла к его парте, а не спрашивала
через весь класс: «Что тебе нужно?». Porsche
Иногда сгоряча я такого натворю, а потом мне
нужно все уладить, иметь возможность извиниться.
Я умею признавать свою неправоту. Но и учитель
должен понимать, что мы имеем право на ошибку. Alexis
Однажды учитель объявил перед всем классом, что
ставит мне двойку. А потом еще подробно объяснил,
за что. Кажется, меня так никогда не унижали. Mahogany
Иногда учителя спрашивают меня: как ты думаешь,
какую отметку я поставлю тебе за несданную
работу? И тут же выходят из себя, когда я
действительно начинаю думать, как ответить на
вопрос. Diana
Я не хотела бы рассказать учителю о своих
проблемах, а потом узнать, что про это знают уже
все учителя, а мама записывает меня на прием к
психиатру. Porsche
Однажды нам задали на дом написать, как бы мы
провели урок истории, если бы были учителями. Не
знаю, воспользовалась ли наша учительница нашими
работами, но я навсегда запомнила, как,
оказывается, трудно придумать интересный урок.
Hilary
Иногда учителя дают то, что не может дать дом. Они
с нами чуть ли не по семь часов в день. У меня нет
отца. И мне помогают разговоры с моим учителем,
который понимает мою жизнь. Vance
Наша учительница по химии, когда объясняет новую
тему, всегда что-то пишет на доске. Она не
останавливается, чтобы хотя бы спросить,
успеваете ли вы за мной. Даже иногда кажется, что
она разговаривает с доской, а не с нами. Tiffany
По-моему, большинство учителей забыли, что такое
детская жизнь. Они дают нам по три часа домашней
работы. Bosung
Я боюсь пропускать школу. У меня от пропусков
стресс. Я страшно боюсь отстать. И наверное, от
этого только еще больше болею. Maribel
Однажды моя подруга обозвала учительницу
истории дурой. Учительница повернулась к нам и,
не разбираясь, вышвырнула меня из класса. Оттого,
что я была совсем не виновата, мне было очень
обидно. Diana
Дело не в том, что нужно поддерживать порядок.
Дело в том, как вы это делаете. Крик же только
разжигает желание нарушать. Иногда нам
достаточно услышать, что это правило придумано
не вами. Mahogany
У нас были учителя, которые просто ни за что не
отвечали. Они даже не могли усидеть в классе:
дадут задание и куда-то уйдут. Porsche
Однажды мой друг специально не ответил на
последние пять вопросов теста, только чтобы не
выделяться. Andres
У меня удивительная учительница. Она никогда не
говорит мне, что мы это уже проходили и что ты
должна знать ответ. Если я не понимаю, она
терпеливо начинает объяснять все сначала. Mahogany
Наш учитель физики любит говорить: «А
эти пусть идут обратно в восьмой, седьмой или
шестой класс». Он, наверное, шутит. Но это очень
действует на нервы. Montoya
Если бы учителя могли как-то соединить геометрию
и все эти углы с моим интересом к рисованию или
мечтой стать актрисой, я бы смогла учиться лучше.
Vance
Есть предметы, которые сделать интересными
нельзя. Diana
Мне не нравится быть в классе, в котором одни
ученики разговаривают, прыгают, кричат, не дают
учителю вести урок, а другие – выпадают в осадок,
просто спят. Я говорю себе: «Что я здесь делаю?»
Хочется встать и уйти. Maribel
Никогда не говорите нам: «Мне платят не за то,
чтобы я вас нянчила!»
А еще у нас был учитель, который открывал газету и
читал, пока в классе не наступит тишина. Mika
Однажды я заснула на уроке. Учитель дотронулся до
плеча и спросил: «Все ли в порядке?» Потом
разрешил выйти в туалет и ополоснуть лицо
холодной водой. Lauraliz
Учительница химии всегда говорит одно и то же:
«Класс перед вами понял все сразу. Как вы не
можете понять такие простые вещи?» Никогда не
сравнивайте один класс с другим. Mahogany
Не читайте перехваченные записки. Они могут быть
про вас или про кого-то из класса. Maribel
Учитель на замене тоже должен знать предмет. А
иначе лучше не занимать наше время. Montoya
Когда я была в восьмом классе, наш директор думал,
что все проблемы из-за слишком открытых одежд у
девочек. Это было очень глупо. Hilary
Учительница дала мне свой e-mail. Сказала, что можно
посылать ей любой вопрос. Mahogany
Плохая отметка меня убивает! Мне сразу кажется,
что все зря, что все усилия впустую. Я больше не
могу ничего делать. Мне хочется бросить школу.
Porsche
Некоторые учителя не ставят отличную оценку за
отличную работу просто потому, что считают, что я
могла сделать еще лучше. Diana
Я не хочу отвечать перед классом. Я не хочу, чтобы
меня замечали. Мне кажется, что они слышат каждую
мою оговорку. И я начинаю заикаться, хотя в жизни
не заикаюсь. Vance
Наша учительница разговаривает в классе только с
одними и теми же учениками. Остальные ничего не
делают. А ей кажется, что на уроке идет интересная
дискуссия. Bosung
Если дать ученику время, он сможет справиться с
заданием сам. Но на уроке никогда на это нет
времени. Tiffany
У меня часто такое чувство, что школа не дает мне
учиться. Я хочу читать книги по своему выбору и
заниматься рисованием. Но у меня на это не
остается времени. Hilary
Сначала на литературе мы должны были сами
выбирать, что читать, на какую тему писать
сочинение. Потом все изменилось. Теперь никто
ничего не читает, а сочинения мы списываем из
интернета. Mahogany
Иногда учителя думают, что они первые, кто нас
этому учит. А бывает, что мы уже по пять раз
слышали это от других учителей. Vance
Однажды мы все до одного не справились с
контрольной работой. На следующем уроке
учительница неожиданно раздала нам вопросник:
как мне стать хорошим учителем? Что вам нравится
и не нравится в моем преподавании? как сделать
так, чтобы учиться было легче? Mahogany
Вы хотите, чтобы мы нашли себя. Но не всем удается
это сделать в школе. Откройте все двери, какие
только возможно. Latia
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|