О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО
ЧИТАЮТ?
У книжной полки
А.А.ЛОБАНОВ.
Основы профессионально-педагогического общения.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Несмотря на название, книга читается легко. После
краткого знакомства с теорией мы погружаемся в
мир детства. Большинство рассказов автора
сопровождается яркими примерами из детской
художественной литературы и педагогической
публицистики. Размышляя над книгой, можно
попутно составить список книг, которые будет
интересно и полезно прочесть, чтобы лучше
разбираться в дебрях общения. Список этот
многогранен: среди цитируемых авторов – Н.Носов,
А.Алексин, Е.Габова, В.Распутин, Ф.Искандер,
А.Лиханов и другие. На примерах их произведений
автор разбирает уровни общения педагогов со
своими подопечными. Даже такой серьезный раздел,
как «Использование трансактного анализа в
педагогическом общении», изобилует подобными
примерами.
Не секрет, что и дети, и взрослые манипулируют
друг другом для достижения цели. Автор выделяет
разные виды манипуляции, раскрывая сущность
каждого и сопровождая примерами. Затем в том же
тоне описываются типы манипуляторов (активный,
пассивный, безразличный, соревнующийся),
подробно анализируются их действия и причины
достижения результата.
Хочется остановиться на уровнях общения ребят и
учителей. Помимо манипулятивного А.А.Лобанов
выделяет примитивный, стандартизированный,
конвенциональный, игровой, деловой и духовный
уровни общения. Как утверждает автор, ни одному
уровню нельзя дать однозначную оценку. Главное –
вникнуть в слова собеседника и подобрать нужные
слова для ответа.
Андрей ЕХНО,
кандидат педагогических наук
А.В. ММУДРИК.
Психология и воспитание. М.: Московский
психолого-социальный институт, 2006.
Книгу сначала берешь с опаской: уж очень название
напоминает учебник. Но фамилия автора помогает
преодолеть сомнения: на его лекции учителя при
любой возможности валят валом. К тому же, начав
листать, быстро убеждаешься, что у тебя в руках не
специально написанный учебник, а скорее сборник
из статей и докладов последних лет, из глав
других книг автора по воспитанию, общению,
социальной педагогике.
Оглавления выглядят заманчиво для
учителя-практика («Возрастной подход в
воспитании», «Личность как жертва социализации»,
«Реализация себя в общении», «Умение говорить,
слушать и сотрудничать», «Воспитание в
нестабильном обществе», «Слова умеют мстить»,
«Все тайное…» – это лишь небольшая часть).
Внимательный читатель узнает о потребностях и
особенностях детей разного возраста. О том, как
именно с каждым годом (а у малышей с точностью до
полугодия) изменяются нормы общения, как
меняется содержание разговоров. Подробно
описаны особенности общения в семье, со
сверстниками (например, о подростках:
«Содержание разговоров мальчиков и девочек
более доверительное, чем разговоры на те же темы
сверстников одного пола»). Вообще гендерному
аспекту воспитания в книге уделено довольно
много внимания. И это тоже выгодно отличает книгу
от многих других пособий по воспитанию. Автор
считает, что воспитание в духе «унисекс»
провоцирует множество проблем. Ведь «от
мальчиков ожидают самостоятельности,
ответственности, любознательности, послушания, а
от девочек – ответственности, хороших манер,
послушания. Удовлетворить эти ожидания весьма
непросто… И различия в проблемах требуют
различия в индивидуальной помощи и ее способах».
Тут же даются примеры использования гендерного
подхода в педагогической работе конкретных школ.
«Психология и воспитание» – книга не только о
детях, но и о проблемах взаимодействия детей с
обществом, с учителями. По мере чтения начинаешь
иначе видеть, казалось бы, очевидные школьные
процедуры. Например, «недопустимы попытки
педагогов охарактеризовать своих воспитанников
своим отношением к ним… Даже положительная
оценка, даже действительно истинная оценка все
равно оказывается глубоко несправедливой в
контексте и в перспективе жизни
старшеклассника». Со многими положениями автора
хочется или согласиться, или поспорить,
выискивая аргументы в своей учительской
практике.
Зато тем, кто хотел бы получить подробные
указания о том, как правильно воспитывать
школьников сегодня в России, эта книга
пригодится едва ли. Автор в одной из глав
объясняет, что воспитание в нестабильном
обществе само представляет острейшую социальную
проблему. Сейчас как раз и идут поиски ответов на
вопрос: в каком направлении и как воспитывать? У
меня сложилось впечатление, что автор и издатели
рассчитывали, что каждый читатель сделает хоть
небольшой самостоятельный шаг в этом
направлении.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|