Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Как учить и учиться на уроке,
чтобы учиться хотелось и училось бы успешно
в современной массовой общеобразовательной школе?

главы из книги
ПРодолжение. Начало в №1, 2006 г.

Заинтересовать учеников – вот с чего нужно начинать работу над любой учебной темой, считает петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая. Но как это сделать? В первых главах ее новой книги, которую мы начали публиковать
в предыдущем номере, предложен целый комплекс приемов и методов. Например, заранее предложите всем желающим найти и принести в класс любые занимательные материалы по теме; привлеките максимальное количество ребят к демонстрации
и обсуждению находок. Непременно поставьте оценки за любое, даже самое незначительное участие.
И каждый урок на этом этапе – этапе избыточной информации – постарайтесь сделать привлекательным. Тогда можно переходить ко второму этапу работы.

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Базовый минимум в максимальном освоении

Вторая встреча с темой происходит уже на уровне ее базового минимума.
Теперь мы начинаем ее еще раз. Снова объявляем название темы, рассказываем об отличии от только что пройденной, сообщаем об отведенном времени, объеме материала в учебнике, о распределении заданий по степени сложности в сборниках упражнений.
Это пока еще внешние сведения, но уже не мелочи, а крупные дидактические позиции. Сама информация будет постепенно «мельчать по объему», вплоть до пошагового варианта.
При встрече с новой информацией находить, учитывать психологические тонкости во взаимоотношениях учитель–ученик, учитель–коллектив и коллектив–ребенок значительно сложнее, чем дробить информацию на мелкие шаги. Но без этих тонкостей образовательный процесс не может протекать так, чтобы, обучая всех сразу, научить каждого в отдельности. И чтобы при этом чувство перегруженности не возникало бы ни у кого: ни у учеников, ни у их учителя! Сделать это надо тут же на уроке, не посягая ни на детское, ни на учительское свободное время. Если же не позаботиться о процессе полезного взаимодействия между людьми при встрече с новой информацией, то зачем же каждому собираться со всеми вместе?
«Оторвать» законы подачи информации от законов ее психологического восприятия невозможно. Это переплетение будет постоянно присутствовать при работе учителя на уроке.

Минимум минимальный
Каждая новая тема школьного курса отличается от предыдущей тем, что вводит некоторое количество новых или дополнительных понятий и представлений. Число «новшеств» всегда невелико. Если же тема громоздка, ее следует разбить на фрагменты-подтемы. И каждой из них посвятить собственные пять блоков работы.
Распределяя время по блокам уроков, следует помнить: то принципиально новое, что отличает тему от других, и есть главное. Оно обязательно подлежит усвоению в первую очередь как «базовый минимум». А всякие связи новых сведений со всем возможным их окружением хоть и важное, но второстепенное дело. Если базовые знания по учебным темам будут прочными, то связи между ними могут возникать естественно или их можно будет определять и налаживать. И наоборот, непрочные или ошибочные знания основ пройденных тем устроят сумбур в голове ученика и ни к каким связанным знаниям не приведут.
Количество времени, необходимого на 2-й блок работы, число уроков и дидактическая нагрузка на каждый из них зависят от научной сложности базового минимума новой темы и познавательных возможностей класса. Главная забота учителя состоит в том, чтобы первая серьезная встреча с новыми научными закономерностями, пока не связанными ни с чем, известным ранее, прошла без помех: без ложных впечатлений и ошибочных шагов.
На 2-м блоке (в отличие от 1-го!!!) все подается так, чтобы возникало правильное, четкое и осознанное восприятие тех новых (нужных и обязательных) сведений, что составляют сущность темы, ее базовый смысл. На практике времени для 2-го блока работы требуется немного – менее половины отведенного на всю тему. Трудность для учителя состоит в том, чтобы отобрать для работы именно минимум, предельно освобожденный от всего того, что может невольно этому минимуму сопутствовать и первое впечатление «спутать», затруднить.
Минимум необходимых знаний по изучаемой теме и есть базовый минимум.
Причина плохой успеваемости кроется в отсутствии базовых знаний по многим темам курса. Ликвидация пробелов в базовых знаниях сложна. Даже для обнаружения этих пробелов потребуются потом особые усилия, не говоря уже о времени, чтобы их ликвидировать. В результате на прохождение нового материала, нового базового минимума часто не хватает времени. Нарастает чувство удрученности, ущербности у всех: у учеников, у учителей и у родителей.

Минимума не должно быть много!
В учебниках чаще всего даже учителю трудно выбрать те базовые сведения, что составляют суть обозначенной темы. Не менее трудно определить номера упражнений на базовые знания, которые исключительно узко касались бы вопросов только новой темы – не затрагивая ничего, что теме сопутствует, дополняет или расширяет ее.
Увы, учебные пособия – помощники учителя и ученика – пока еще слабо ориентированы на оказание такой, абсолютно необходимой помощи в понимании, усвоении, закреплении того главного, что несет в себе новая тема. Многие авторы учебников и сборников упражнений считают даже особым достоинством, если им удается прочно увязывать новые знания с теми, что предполагались уже известными и усвоенными. Само «навешивание» связей идет без необходимой и подчеркнутой постепенности, а хаотически и без предварительного оповещения, без предупреждения о надвигающемся усложнении материала. Создается искусственное ощущение громоздкости, невероятной сложности нового материала.
На самом деле в любом вопросе учебного характера всегда есть «минимальный минимум» нового. Учителю и его учебным помощникам-пособиям следует всегда четко определиться с тем базовым минимумом, что подается впервые. Всякие наслоения, связи и усложнения необходимо так же четко и определенно обозначать. В каждом конкретном учебном шаге все должно быть ясно. Не может быть и не должно быть так много нового для ученика, чтобы он запутался.
Если учитель ограничится той небольшой порцией главных новых знаний в теме, то с помощью товарищей (при использовании дидактики коллектива) каждый ученик сможет в этом новом разобраться, понять и запомнить его тут же на уроке.

Энергичное топтание на месте.
Вернее – у доски
Двигаться постепенно, шаг за шагом, замечая каждый шаг, надо на всем протяжении работы в блоке базового минимума. Рассмотреть этот минимум с максимального количества сторон, под различными ракурсами, используя личностное многообразие учеников.
Требование дидактики потоптаться на месте становится очень рациональным только при коллективных формах обучения. Индивидуальные занятия такое «топтание» вокруг одного и того же не выдерживают. Однообразность действий вызывает ощущение занудности. А вот коллективное изучение темы предполагает разделение труда.
Мы можем изготовлять изделие, разделив процесс на мелкие операции и поручив каждую отдельному исполнителю. Каждая операция может быть настолько мизерна, что будет быстро освоена любым исполнителем. Количество возможных ошибок, оплошностей легко обозреваемо, ведь их число ограничено. На них легко учиться как самому исполнителю, так и наблюдателям: учиться на чужих ошибках. Эта обозреваемость как правильных дел, так и ошибочных может быть усилена, увеличена во столько раз, сколько исполнителей работают одновременно над одной и той же операцией. И многообразие ракурсов подхода к делу будет продемонстрировано без потери времени на их перебор, поиск, изображение. Время потребуется только на их просмотр и рецензирование. А это при «хорошем обзоре» не очень продолжительно и неутомительно.
Практика работы с доской существует уже несколько веков. Главные же ее возможности не используются до сих пор. Учителю доска служить хоть немного научилась. А учеников она в основном пугает.
При коротких шагах с минимумом новой информации нет смысла вызывать всего лишь одного ученика. Одна формула, одно слово, даже одно правило занимает мало места на доске и считанные секунды для произнесения.
Малые фазы требуют мало места на доске и мало времени для устного многократного повтора. Они позволяют включать в одновременную работу сразу нескольких учеников (от двух до пяти-шести и даже до двенадцати).
Однократное действие слабо побуждает внимание; его можно вообще не заметить, не запомнить, тем более не понять. Не с чем сравнивать. Параллельная работа нескольких ребят у доски позволяет не только демонстрировать ответ, но и сравнивать разные ответы на один и тот же вопрос, то есть думать, понимать, запоминать…
Все выполняют одно и то же задание, совершают очередной учебный шаг как бы параллельно друг другу. И каждый получает свой балл за качество шага. При таком параллельном пошаговом движении достигается не только примитивный выигрыш в числе привлеченных к активному действию учеников.
Главный дидактический смысл коллективного участия всех учеников гораздо богаче, чем только количественный выигрыш. Перед мысленным взором всех сидящих за партами ребят проигрывается, пишется, проговаривается не один, а сразу несколько возможных вариантов подхода к решению вопроса, так как шаги разных учеников (и особенно их ошибки) так же разнообразны, как и их способности. Проиграть, объяснить, преподать заблаговременно все варианты как правильных шагов, так и (особенно!) ошибок редкий учитель сможет. А главное, учительское проигрывание-исполнение никогда не сможет быть окрашенным такими разнообразными мимическими, пантомимическими движениями и репликами, что разыграют у доски перед учениками-зрителями их ловкие или незадачливые товарищи.
Внимание зрителей к этим артистам-импровизаторам в отличие от привычного учительского вида собирать не потребуется. Причин тут много. Разберем две:
1. Каждому ученику «грозит» опасность оказаться у доски под контролем не только учителя, но и всех оставшихся за партами. Короткие шаги отнимают мало времени, а к работе допускаются сразу несколько человек. За десяток минут весь класс поработает у доски. Отключать внимание опасно.
2. Всякое разнообразие, мелькающее перед зрением и слухом человека, обладает особой психологической энергетикой. Разнообразие поз, почерков, реплик и т.п. не оставляет без внимания и ту существенную часть учебного шага, что содержит необходимую базовую информацию изучаемого вопроса. В итоге такого коллективного мелкошагового усилия трудно остаться «без понятия». Редко кому из учеников удается оставаться скучающим на таком уроке. А «топтание» на каждом базовом шаге при таком многообразии исполнителей ведет к невольному запоминанию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru