Вторая тетрадь
школьное дело
|
ВСТРЕЧИ ВНЕ
РАСПИСАНИЯ
Конец первого полугодия для многих детей и
родителей становится тревожным сигналом:
отметки получены совсем не те, какие хотелось бы,
с этим надо что-то делать. Повезло тем, чьи
учителя готовы вместе с ними решать эту проблему
в стенах школы.
Позанимайтесь со мной дополнительно!
Как организовать индивидуальную
работу и сделать ее эффективной для обеих сторон:
и для учителя, и для ученика?
На уроках, как правило, педагог ведет
фронтальную работу, стремясь «пройти»
определенные программой темы. При этом у
учеников неизбежно возникает масса вопросов,
оставшихся без ответа. Многие ребята начинают
«выпадать» из общей работы: не понятое ранее не
дает возможности эффективно работать вместе со
всеми. Конечно же им нужны дополнительные
занятия.
Но о том, как лучше организовать эти занятия,
учителя задумываются редко. Разработок,
методичек не существует. Почему-то сложилось
мнение: уж если учитель может работать с целым
классом, то индивидуально – и подавно.
На самом деле это не так. Транслировать все
методы, наработанные на уроках, на одного
ученика, пришедшего в свое свободное время к
учителю за помощью, невозможно. На уроке педагог,
как правило, заранее знает, чему он собирается
научить класс и как это лучше сделать. Во время
индивидуальной работы он прежде всего должен
понять, что ждет данный ребенок от этих занятий, и
только после этого вместе с учеником искать
способ, наиболее пригодный именно для него.
Интересно, что такие занятия вовсе не
обязательно проводить один на один: вполне
возможна работа с небольшими группами или даже с
несколькими группами одновременно. Главное,
чтобы каждый ребенок понимал: его учат тому, чему
он действительно хочет научиться, и видел
результаты этой работы – свое продвижение в
данном предмете школьного цикла.
Есть ли методики, которые можно использовать
при индивидуальнойработе?
Конечно, такие методики существуют.
Нарабатывались они как вне школы (репетиторство),
так и на уроках, построенных на принципе
индивидуализации образовательного процесса. Да
и почти у каждого педагога есть несколько
приемов, которые он использует и на уроках, и на
индивидуальных занятиях. Более того, часто
учитель придумывает новые способы объяснения,
помогая одному конкретному ребенку, а потом
трансформирует их для работы с целым классом.
Мне пришлось анализировать способы эффективной
индивидуальной работы по одной простой причине.
В течение нескольких лет, работая руководителем
эксперимента «Парк открытых студий» (модели
свободного образовательного пространства), я
поняла: дети, имея возможность выбора
парк-студии, в которой они хотят и готовы
заниматься, предпочитают те из них, где учитель
действительно работает с ними индивидуально, а
не просто декларирует это. Оказалось, что все
разнообразие методов, используемых учителями,
складывалось из довольно ограниченного набора
приемов.
Постановка проблемы
Прежде чем начинать индивидуальную работу с
ребенком, нужно понять, зачем эти занятия нужны
именно ему. Для этого мало спросить об этом –
прямой вопрос не поднимает проблемы, спрятанные
в подсознании ребенка. Ответ будет скорее всего
совершенно конкретным и... совершенно
расплывчатым: мол, хочется исправить отметку или
поступить в институт.
Чтобы понять реальный запрос ученика, можно
предложить ему ряд заданий и попросить выбрать
то, с которым ребенок (по его собственному мнению)
легко справится, а после этого выяснить, почему
ребенок взял это задание, почему выполнил его
таким образом. В ходе разговора ребенок начинает
раскрепощаться, пробует объяснить свою точку
зрения на языке, понятном ему.
Внимание! Важно понять, как видит изучаемый
материал ребенок, а не пытаться сравнить его
ответы с эталонными. Даже ответ вроде «потому что
тут палочки, а тут черточки» при описании
математических формул при индивидуальной работе
приемлем. При этом учитель должен выяснить,
почему ученик пользуется именно таким способом
описания, а не привычным для педагога. Фактически
учитель выясняет язык, на котором ребенок
изъясняется в рамках его учебного предмета, и,
исходя из этого языка, делает выводы о тех
пробелах (проблемах), которые у ребенка
существуют.
Точно определить «заказ» ученика за одно занятие
скорее всего не удастся, и это не страшно. В
результате работы важно поставить максимально
конкретную цель для ребенка и для себя,
выполнение которой возможно в течение одного
занятия. И достичь этой цели – тогда ребенок
почувствует уверенность в своих силах и
обязательно придет снова заниматься.
Если индивидуальные занятия ведутся
одновременно с группой детей, нужно создать
ситуацию, при которой их многообразие поможет
учителю максимально понять каждого. Ясно, что
выбрать задание «по силам» могут все, кто пришел
к педагогу. А вот обсуждать, у кого что
получилось, лучше всем вместе. Группа не должна
быть больше 8–10 человек, при этом каждый сможет
принять участие в разговоре. Лучше, если
соберутся ребята разных возрастов – они слушают
друг друга более внимательно. Цель каждого
ученика, рассказывающего остальным о
выполненной работе, – понятно объяснить свою
позицию. Цель слушающих – помочь друг другу
понять «язык» говорящего.
Внимание! Такую работу нельзя проводить,
усадив детей за парты «рядами»: при этом дети не
разговаривают друг с другом, они «отвечают»
учителю и боятся сказать что-то «неправильно».
Лучше сесть в круг, отодвинув парты – так, как
обычно сидят на психологических тренингах. Если
учитель работу в группе ведет впервые, стоит
начинать с небольших групп, 3–4 человека, это
значительно облегчит задачу.
После постановки проблемы педагог помогает
каждому составить план на это занятие.
Работа
Индивидуальное занятие не должно сводиться
к постоянному объяснению учителем того или иного
материала. Основной груз работы должен быть на
ребенке: в идеале он, уйдя от учителя, должен
подумать, что он сам все сделал, а учитель ему
ничего не объяснял. Поэтому роль педагога
сводится к консультационной деятельности.
Внимание! При ответах на вопросы ученика
нельзя упрекать в том, что он снова чего-то не
понимает. Напротив, каждый вопрос стоит
расценивать как «подарок», сделанный учеником
учителю: ведь теперь педагог может понять, что
именно из его объяснения оказалось недоступным
для ученика.
Если занятие ведется в группе, следует дать
возможность стать помощниками учителя тем
ребятам, кто в данной теме чувствует себя более
успешным. Для того чтобы дети не думали, что это
для них лишь дополнительная нагрузка, учитель
может объяснить: «Понимаешь, ты уже разобрался,
но я не уверен, что полностью. Ты попробуй все
объяснить своему другу (или младшекласснику), и
если сумеешь ответить на все его вопросы –
значит, знаешь материал идеально. Но если у того
появятся вопросы, на которые ты не сможешь
ответить, подойдешь ко мне, я тебе подскажу. Это
будет означать, что тот, кто тебя слушает, нашел у
тебя в знаниях «белые пятна».
Внимание! Этот прием сработает, только если
педагог понимает ценность детского вопроса для
его развития, не забывает говорить об этом детям.
Подведение итогов
В конце занятия необходимо спросить
каждого, что у него получилось, с чем справиться
не удалось. Если ребенок один, с ним об этом
говорит учитель, проводит так называемую
рефлексию. Если детей несколько, работа может
быть проведена или в парах (ребята объясняют все
друг другу, а педагог слушает несколько пар
одновременно, подходя поочередно то к одним, то к
другим), или в группе, как и в самом начале
занятия, предложив ребятам снова сесть в общий
круг.
Внимание! Никаких внешних оценочных суждений
типа «ты молодец» или «тебе не удалось» быть не
должно: каждый говорит только о своей работе.
Учитель тоже не говорит о достижениях ребят, он
размышляет, удалось ли ему справиться с
поставленной им (педагогом) задачей, если нет –
ищет свои ошибки, делится своими размышлениями с
детьми.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Иногда мы даже не даем себе отчета в том,
в какой степени наше отношение к ученикам влияет
на их успеваемость. Задумаемся: не слишком ли
много власти берут над нами готовые
предположения, методические стереотипы и
расхожие мнения?
Упражнение № 1
Определите, как ваши представления о
возможностях учеников влияют на их успеваемость.
На примере учеников – отличника, двух
хорошистов, троечника и двоечника –
проанализируйте свои ожидания
успешности-неуспешности каждого:
Подумайте об отличнике, которого вы внесли в
таблицу. Вы можете представить ситуацию, при
которой ставите этому ученику двойку? Если это
кажется вам маловероятным, объясните почему.
___________________________________________
Что бы вы стали делать, если бы этот ученик вдруг
стал плохо учиться?
___________________________________________
Теперь подумайте о двоечнике. Вы можете
представить, что ставите этому ученику «пять»?
Если это кажется маловероятным, объясните
почему.
___________________________________________
Как бы вы прореагировали, если бы вдруг этот
ученик стал учиться на «отлично»?
___________________________________________
Теперь отметьте достоинства и недостатки
остальных учеников в списке. Как вы помогаете им
укрепиться в своих достоинствах и преодолеть
недостатки?
___________________________________________
Упражнение № 2
Вы стремитесь наладить продуктивные отношения
со всеми учениками класса, если:
– предлагаете ученикам самим выбирать вопросы,
на которые они будут готовы отвечать на
следующем уроке;
– уважительно выслушиваете любой ответ и в любом
случае оцениваете саму готовность отвечать;
– поощряете задающих вопросы и рассматриваете
каждый вопрос как важный для вас;
– задаете наводящие вопросы вероятностного
типа: «Как это могло бы измениться, если…?»
– готовы поговорить с учеником наедине и
выяснить, нет ли иных, внеклассных причин его
неудач, какую помощь от учителя ожидает он сам;
– не боитесь тратить время на так называемые
открытые вопросы, то есть вопросы без
однозначного ответа. В ответах на такие вопросы
часто и раскрываются обычно молчащие ученики.
Ничего, если такой вопрос не связан с темой урока;
– всегда поддерживаете оценкой или просто
признанием хорошую работу, а также любой
полезный вклад в урок.
И еще: в любой письменной работе выберите хотя бы
один отрывок, одну мысль, одну фразу, достойную
хорошей оценки и серьезного разговора. Напишите
ответ ученику, расскажите о своем открытии.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|