Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ

Конец первого полугодия для многих детей и родителей становится тревожным сигналом: отметки получены совсем не те, какие хотелось бы, с этим надо что-то делать. Повезло тем, чьи учителя готовы вместе с ними решать эту проблему в стенах школы.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Позанимайтесь со мной дополнительно!

Как организовать индивидуальную работу и сделать ее эффективной для обеих сторон: и для учителя, и для ученика?

На уроках, как правило, педагог ведет фронтальную работу, стремясь «пройти» определенные программой темы. При этом у учеников неизбежно возникает масса вопросов, оставшихся без ответа. Многие ребята начинают «выпадать» из общей работы: не понятое ранее не дает возможности эффективно работать вместе со всеми. Конечно же им нужны дополнительные занятия.
Но о том, как лучше организовать эти занятия, учителя задумываются редко. Разработок, методичек не существует. Почему-то сложилось мнение: уж если учитель может работать с целым классом, то индивидуально – и подавно.
На самом деле это не так. Транслировать все методы, наработанные на уроках, на одного ученика, пришедшего в свое свободное время к учителю за помощью, невозможно. На уроке педагог, как правило, заранее знает, чему он собирается научить класс и как это лучше сделать. Во время индивидуальной работы он прежде всего должен понять, что ждет данный ребенок от этих занятий, и только после этого вместе с учеником искать способ, наиболее пригодный именно для него.
Интересно, что такие занятия вовсе не обязательно проводить один на один: вполне возможна работа с небольшими группами или даже с несколькими группами одновременно. Главное, чтобы каждый ребенок понимал: его учат тому, чему он действительно хочет научиться, и видел результаты этой работы – свое продвижение в данном предмете школьного цикла.

Есть ли методики, которые можно использовать при индивидуальнойработе?

Конечно, такие методики существуют. Нарабатывались они как вне школы (репетиторство), так и на уроках, построенных на принципе индивидуализации образовательного процесса. Да и почти у каждого педагога есть несколько приемов, которые он использует и на уроках, и на индивидуальных занятиях. Более того, часто учитель придумывает новые способы объяснения, помогая одному конкретному ребенку, а потом трансформирует их для работы с целым классом.
Мне пришлось анализировать способы эффективной индивидуальной работы по одной простой причине. В течение нескольких лет, работая руководителем эксперимента «Парк открытых студий» (модели свободного образовательного пространства), я поняла: дети, имея возможность выбора парк-студии, в которой они хотят и готовы заниматься, предпочитают те из них, где учитель действительно работает с ними индивидуально, а не просто декларирует это. Оказалось, что все разнообразие методов, используемых учителями, складывалось из довольно ограниченного набора приемов.

Постановка проблемы

Прежде чем начинать индивидуальную работу с ребенком, нужно понять, зачем эти занятия нужны именно ему. Для этого мало спросить об этом – прямой вопрос не поднимает проблемы, спрятанные в подсознании ребенка. Ответ будет скорее всего совершенно конкретным и... совершенно расплывчатым: мол, хочется исправить отметку или поступить в институт.
Чтобы понять реальный запрос ученика, можно предложить ему ряд заданий и попросить выбрать то, с которым ребенок (по его собственному мнению) легко справится, а после этого выяснить, почему ребенок взял это задание, почему выполнил его таким образом. В ходе разговора ребенок начинает раскрепощаться, пробует объяснить свою точку зрения на языке, понятном ему.

Внимание! Важно понять, как видит изучаемый материал ребенок, а не пытаться сравнить его ответы с эталонными. Даже ответ вроде «потому что тут палочки, а тут черточки» при описании математических формул при индивидуальной работе приемлем. При этом учитель должен выяснить, почему ученик пользуется именно таким способом описания, а не привычным для педагога. Фактически учитель выясняет язык, на котором ребенок изъясняется в рамках его учебного предмета, и, исходя из этого языка, делает выводы о тех пробелах (проблемах), которые у ребенка существуют.

Точно определить «заказ» ученика за одно занятие скорее всего не удастся, и это не страшно. В результате работы важно поставить максимально конкретную цель для ребенка и для себя, выполнение которой возможно в течение одного занятия. И достичь этой цели – тогда ребенок почувствует уверенность в своих силах и обязательно придет снова заниматься.
Если индивидуальные занятия ведутся одновременно с группой детей, нужно создать ситуацию, при которой их многообразие поможет учителю максимально понять каждого. Ясно, что выбрать задание «по силам» могут все, кто пришел к педагогу. А вот обсуждать, у кого что получилось, лучше всем вместе. Группа не должна быть больше 8–10 человек, при этом каждый сможет принять участие в разговоре. Лучше, если соберутся ребята разных возрастов – они слушают друг друга более внимательно. Цель каждого ученика, рассказывающего остальным о выполненной работе, – понятно объяснить свою позицию. Цель слушающих – помочь друг другу понять «язык» говорящего.

Внимание! Такую работу нельзя проводить, усадив детей за парты «рядами»: при этом дети не разговаривают друг с другом, они «отвечают» учителю и боятся сказать что-то «неправильно». Лучше сесть в круг, отодвинув парты – так, как обычно сидят на психологических тренингах. Если учитель работу в группе ведет впервые, стоит начинать с небольших групп, 3–4 человека, это значительно облегчит задачу.
После постановки проблемы педагог помогает каждому составить план на это занятие.

Работа
Индивидуальное занятие не должно сводиться к постоянному объяснению учителем того или иного материала. Основной груз работы должен быть на ребенке: в идеале он, уйдя от учителя, должен подумать, что он сам все сделал, а учитель ему ничего не объяснял. Поэтому роль педагога сводится к консультационной деятельности.

Внимание! При ответах на вопросы ученика нельзя упрекать в том, что он снова чего-то не понимает. Напротив, каждый вопрос стоит расценивать как «подарок», сделанный учеником учителю: ведь теперь педагог может понять, что именно из его объяснения оказалось недоступным для ученика.

Если занятие ведется в группе, следует дать возможность стать помощниками учителя тем ребятам, кто в данной теме чувствует себя более успешным. Для того чтобы дети не думали, что это для них лишь дополнительная нагрузка, учитель может объяснить: «Понимаешь, ты уже разобрался, но я не уверен, что полностью. Ты попробуй все объяснить своему другу (или младшекласснику), и если сумеешь ответить на все его вопросы – значит, знаешь материал идеально. Но если у того появятся вопросы, на которые ты не сможешь ответить, подойдешь ко мне, я тебе подскажу. Это будет означать, что тот, кто тебя слушает, нашел у тебя в знаниях «белые пятна».

Внимание! Этот прием сработает, только если педагог понимает ценность детского вопроса для его развития, не забывает говорить об этом детям.

Подведение итогов
В конце занятия необходимо спросить каждого, что у него получилось, с чем справиться не удалось. Если ребенок один, с ним об этом говорит учитель, проводит так называемую рефлексию. Если детей несколько, работа может быть проведена или в парах (ребята объясняют все друг другу, а педагог слушает несколько пар одновременно, подходя поочередно то к одним, то к другим), или в группе, как и в самом начале занятия, предложив ребятам снова сесть в общий круг.

Внимание! Никаких внешних оценочных суждений типа «ты молодец» или «тебе не удалось» быть не должно: каждый говорит только о своей работе. Учитель тоже не говорит о достижениях ребят, он размышляет, удалось ли ему справиться с поставленной им (педагогом) задачей, если нет – ищет свои ошибки, делится своими размышлениями с детьми.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Иногда мы даже не даем себе отчета в том, в какой степени наше отношение к ученикам влияет на их успеваемость. Задумаемся: не слишком ли много власти берут над нами готовые предположения, методические стереотипы и расхожие мнения?

Упражнение № 1

Определите, как ваши представления о возможностях учеников влияют на их успеваемость. На примере учеников – отличника, двух хорошистов, троечника и двоечника – проанализируйте свои ожидания успешности-неуспешности каждого:
Подумайте об отличнике, которого вы внесли в таблицу. Вы можете представить ситуацию, при которой ставите этому ученику двойку? Если это кажется вам маловероятным, объясните почему.
___________________________________________

Что бы вы стали делать, если бы этот ученик вдруг стал плохо учиться?
___________________________________________

Теперь подумайте о двоечнике. Вы можете представить, что ставите этому ученику «пять»? Если это кажется маловероятным, объясните почему.
___________________________________________

Как бы вы прореагировали, если бы вдруг этот ученик стал учиться на «отлично»?
___________________________________________

Теперь отметьте достоинства и недостатки остальных учеников в списке. Как вы помогаете им укрепиться в своих достоинствах и преодолеть недостатки?
___________________________________________

2.jpg (39550 bytes)

Упражнение № 2

Вы стремитесь наладить продуктивные отношения со всеми учениками класса, если:

– предлагаете ученикам самим выбирать вопросы, на которые они будут готовы отвечать на следующем уроке;

– уважительно выслушиваете любой ответ и в любом случае оцениваете саму готовность отвечать;

– поощряете задающих вопросы и рассматриваете каждый вопрос как важный для вас;

– задаете наводящие вопросы вероятностного типа: «Как это могло бы измениться, если…?»

– готовы поговорить с учеником наедине и выяснить, нет ли иных, внеклассных причин его неудач, какую помощь от учителя ожидает он сам;

– не боитесь тратить время на так называемые открытые вопросы, то есть вопросы без однозначного ответа. В ответах на такие вопросы часто и раскрываются обычно молчащие ученики. Ничего, если такой вопрос не связан с темой урока;

– всегда поддерживаете оценкой или просто признанием хорошую работу, а также любой полезный вклад в урок.

И еще: в любой письменной работе выберите хотя бы один отрывок, одну мысль, одну фразу, достойную хорошей оценки и серьезного разговора. Напишите ответ ученику, расскажите о своем открытии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru