Вторая тетрадь
школьное дело
|
Ученика в науку приводит учитель
На календаре январь. Кончаются сроки подачи
проектных, исследовательских, творческих работ
на конкурсы и смотры. Практика исследовательской
деятельности учащихся распространяется все
шире. Развивается и теория: уже можно прочитать
описание опыта организации образовательного
процесса на основе исследований, уже объявлены
конкурсы пособий, проектов и программ по
обеспечению исследовательской деятельности
учащихся, в помощь учителю проводятся
конференции и семинары.
И все-таки: на что в первую очередь учитель должен
обратить внимание? С этим вопросом мы обратились
к организаторам самых известных всероссийских
конкурсов детских и юношеских исследований.
Александр ПАПОВЯН, сотрудник оргкомитета
Всероссийского конкурса «Человек в истории.
Россия – ХХ век»:
– К нам ежегодно приходит на конкурс до трех
тысяч детских работ. Каждую прочитывают три
эксперта, на каждую пишем рецензию. Отклоняем
рефераты, пересказы источников, компиляции из
книг. И высоко оцениваем личное видение объекта
исследования. Важна и уникальность объекта:
интересный человек, архивные документы, которые
еще никто не вводил в обиход, личная переписка с
родственниками и очевидцами событий. Пусть в
работе будут орфографические и стилистические
ошибки, пусть она недостаточно хорошо выстроена,
но если работа настоящая и о настоящем, она
обязательно будет отмечена. Конечно, на такую
работу не каждый учитель может настроить. И не
каждый поедет с ребенком в архив, пойдет вместе с
ним на первое интервью, поможет пользоваться
информационными ресурсами – и не будет
настаивать на своем видении.
Ольга КАЛАЧИХИНА, директор «Лицея на Донской», на
базе которого проходят ежегодные Чтения им.
Вернадского:
– При оценке работ, пришедших на конкурс, мы
обращаем внимание на умение заметить необычное,
увидеть в обычном новую грань – найти новые
данные, проанализировать их. На вкус к
исследованию. Он развивается, если есть условия
для исследования, если взрослые и дети не живут
тем, что уже освоили, а идут вперед, и каждый видит
что-то новое, заражается радостью открытия. К нам
на конкурс им. Вернадского приезжают именно
такие, счастливые люди. Они не тему нашли, а свой
путь открытия нового.
НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если вы не участвуете в конкурсах, но у
вас с учениками есть исследовательские и
творческие работы, вы можете прислать их на
фестиваль «Портфолио», который проводит
Издательский дом «Первое сентября». Все работы
войдут в ежегодный сборник, будут выпущены на
компакт-дисках и опубликованы на специальном
сайте фестиваля.
В нынешнем учебном году на фестиваль пришло
шесть тысяч заявок. Первые работы школьников уже
можно увидеть в сети Интернет. Прием заявок на
следующий учебный год – с первого июля.
Более подробная информация –
http://portfolio.1september.ru/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|