Вторая тетрадь
школьное дело
|
«Спасибо за вопрос!»
На уроке такую реплику услышишь
вряд ли...
В московской гимназии № 1504 прошла
десятая конференция школьных исследовательских
работ «Человек и общество, ХХ век». В ней приняли
участие 200 юных ученых.
Не проспи свое будущее
Перед скромным плакатиком, мимо которого
проходил каждый участник конференции,
направляясь на заседание своей секции,
остановилась группа подростков. «Друзья мои, вас
это вдохновляет?» – улыбается один из них. К
ребятам подходят ученые, члены жюри, они
заинтересованно беседуют, обмениваются адресами
и телефонами. «Мы ведь не случайно здесь
оказались, – говорит Александра Белинская,
научный сотрудник кафедры психологии МГПУ. – Нам
важно понимать, с каким потенциалом придут к нам
абитуриенты в ближайшие два-три года».
Судя по названиям тем, потенциал высокий:
«Стрессогенные факторы в жизни современных
старшеклассников», «Изучение неформальной
коммуникации во время урока», «Влияние глянцевых
журналов на социализацию личности».
Решительность выводов
Тема исследования одиннадцатиклассницы
Марии Зоркиной – «Биоархитектура – очередной
стиль или новая ступень в развитии архитектуры?».
Сама Марина решительно уверена во втором, но
строит свой доклад как спор между сторонниками
двух противоположных позиций. Аргументы
«стилистов» разбиты. «А где же архитектурные
примеры нашего города?» – волнуется
авторитетное жюри. Как хорошо, когда вы умеете
превращать недостатки в достоинства: «Спасибо за
вопрос, на этом материале я попробую построить
свое следующее исследование».
Может быть, в этом бесстрашии есть главное
отличие ученических конференций
исследовательских работ от учительских. Ведут
себя искренне, без оглядки на авторитеты, не
стараясь угодить. Ребят тормошит потребность
самим разобраться в проблемах, ставящих в тупик
взрослых: «Гуманитарная интервенция как
инструмент современной международной политики»,
«Проблема налогов в России», «Мировое сообщество
XXI века глазами подростков».
Роль учителя
Имя научного руководителя, исследователя,
школьного учителя в сборнике тезисов
выступлений напечатано некрупно и чуть ниже
имени ученика. А груз ответственности он ощущает
едва ли не больший. С самого начала исследования,
когда еще неизвестно, получится ли работа, он
думает о возможностях темы, ресурсах ученика,
сроках, консультациях. А главное – о том, чтобы
работа на всем своем протяжении сохраняла
авторство пятнадцатилетнего: не засушить
ребенка цитатами, заемной мудростью, не задавить
авторитетом взрослости, но добавить свою нить в
связь времен.
Что же толкает учителя выйти за пределы урока и
стать другим? «Смирение и бунт как основные типы
поведения человека в жизни (на примере романа
Этель Лилиан Войнич «Овод»)». Было и такое
исследование.
…Конференция закончилась. Буднично закидывая за
спину рюкзаки, участники расходились по домам.
Даже не представляя, как обнадежили многих
взрослых.
НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Если вы не участвуете в конкурсах, но у
вас с учениками есть исследовательские и
творческие работы, вы можете прислать их на
фестиваль «Портфолио», который проводит
Издательский дом «Первое сентября». Все работы
войдут в ежегодный сборник, будут выпущены на
компакт-дисках и опубликованы на специальном
сайте фестиваля.
В нынешнем учебном году на фестиваль пришло
шесть тысяч заявок. Первые работы школьников уже
можно увидеть в сети Интернет. Прием заявок на
следующий учебный год – с первого июля.
Более подробная информация –
http://portfolio.1september.ru/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|