Вторая тетрадь
школьное дело
|
Наталья ЛОГИНОВА, заместитель директора старшей
школы гимназии «Универс»
Красноярск
Требуется классный советник
Красноярский опыт самоопределения
старшеклассников
Чтобы планы на будущее оказались более или
менее успешными, нужны умения, которые не
формируются в ходе одного классного часа или
психологического тренинга. Это многолетняя
педагогическая работа, особым образом
организованный учебный процесс, как, например, в
красноярской гимназии "Универс".
Школа должна создать условия для
профессионального самоопределения учеников. Но
как устроить старшую школу так, чтобы каждый
старшеклассник мог самостоятельно и независимо
определить цели и сделать выбор?
В нашей гимназии профориентационная работа
строится по линии сопровождения индивидуальных
образовательных программ старшеклассников.
Каждый подросток выбирает уровень изучения
предмета, профильную лабораторию, дипломную
работу, социальную практику, предмет искусства.
В образовательном пространстве старшей школы
есть специальные места, называемые Сессиями по
коррекции индивидуальных планов. Это площадки
диалога со взрослыми, со сверстниками по поводу
возможного будущего. Старшеклассники ставят
цели, рефлексивно относятся к своим ресурсам и
возможностям, к действиям.
Для понимания того, к чему надо быть готовым, чему
надо научиться в школе, что взять, что успеть
сделать, проводятся серии встреч с
преподавателями вузов, с
выпускниками-студентами, выпускниками –
высококлассными специалистами. Специфику
профессиональной деятельности раскрывает серия
встреч в рамках клуба «Мир профессий».
Каждый старшеклассник получает опыт социальной
практики, пробует себя в той или иной профессии,
например, в качестве журналиста школьной газеты,
участника экологической экспедиции, педагога,
медицинского работника, работника торговли,
предпринимателя и т.д.
В связи с этим важнейшей стороной
профориентационной работы становится анализ
динамики образовательных ориентаций
старшеклассников. Надо понимать тенденции,
видеть изменения первоначальных планов. Для
этого мы ввели у себя в гимназии должность
классного советника.
Классный советник имеет другие обязанности,
нежели классный руководитель. Он не занимается
воспитанием класса, не ведет журнала.
Главная обязанность классного советника –
ведение индивидуального проекта по оказанию
поддержки ученикам. Он обсуждает со
старшеклассниками их движение по реализации
индивидуальной образовательной программы,
изменения в учебном плане, обдумывает
последствия изменений и их значение. На основе
реальных проблем, трудностей и успехов
школьников он планирует свою работу. И так же, как
все, выносит ее на общее обсуждение во время
сессий.
Таким образом, мы создаем реальную практику
индивидуального планирования собственной
деятельности в условиях коллектива.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|