Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Профессии на вырост.

Учимся строить сценарии будущей жизни

Подростковый возраст – это не тот период, когда происходит осознанный выбор профессии. Поэтому работать надо на расширение временной перспективы подростка. Подростку трудно представить сценарии своей дальнейшей жизни. И задача педагогов – научить детей думать о возможных вариантах будущего, в частности профессионального. Для этого существует множество интересных методик.

Можно пофантазировать о будущем, используя конструкцию «если… то». Если у меня будет это, я смогу выбрать вот то. Скажем, если я получу высшее образование, то смогу работать на хорошо оплачиваемой должности. Если вдобавок к этому выучу язык и получу европейский сертификат, смогу работать и вне страны. А если выйду замуж и у меня родится несколько детей, то, возможно, мне придется отказаться от карьерных амбиций.

Кто такой мерчендайзер?
Всем участникам (каждому ребенку отдельно или небольшим группам) раздаются листы со списком из нескольких десятков профессий. Не самых известных, конечно. Аквизитор какой-нибудь, андеррайтер. Список этот можно взять на многих сайтах. Предложите ребятам за полчаса найти определение каждой профессии. Любыми способами: опрос всех попадающихся в школе граждан, от учителей до второклассников, перелистывание энциклопедий и «ненароком» оставленных вами на подоконнике специальных словарей и журналов, при помощи интернета. И слова выбрать, и способ поиска толкования дети должны найти сами. Завершить работу можно конкурсом, аукционом – выбрать самого компетентного, самого быстрого в добывании информации участника. Важное качество для успешной карьеры!

Примите меня на работу!
Теперь можно предложить следующий шаг: выбрать для себя несколько возможных профессий на будущее. Попросить участников составить профессиограммы на несколько самых заманчивых специальностей. Описать содержание и условия деятельности в данной специальности, требования к профессиональным и личностным качествам, в том числе медицинские противопоказания, а также необходимое для работы образование. Затем предложить всем по очереди доказать, почему их можно принять на работу в качестве вальвеологов или джоберов и что для этого осталось совершить. Класс в это время делится на союзников или противников выступающего. Противники всячески убеждают будущего специалиста, что выбранная профессия ему не подходит. Союзники помогают придумать способы добиться цели: какой институт нужно закончить, какие специальные упражнения включить в утреннюю зарядку, в какой город переехать и т.п. Конечно, в основном это игра, шутка. Но навыки она развивает вполне деловые.

Четыре вопроса
Предложите ребятам ответить на четыре простых вопроса о будущей профессии: с чем бы ты хотел работать (природа, техника, люди, знаки, художественные образы), в каких условиях (в кабинете, на воздухе, как-нибудь понеобычнее), чем (своими руками, при помощи машин, автоматики) и ради чего (ради познания, ради изменений, ради поиска). Это основания классификации профессий по методике Климова. А теперь, пользуясь справочниками, интернет-сайтами, надо подобрать себе профессию. И тут может оказаться, что жажда экстрима, например, или страсть к познанию не соотносятся с работой бухгалтера. Но это не значит, что нужно отказаться от намеченной цели. Необязательно. Просто повод заранее подумать, что же делать со своими желаниями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru