Вторая тетрадь
школьное дело
|
В конце декабря была утверждена федеральная
целевая программа развития образования на 2006–2010
годы. Основные направления программы: введение
профильного образования
в старших классах средней школы, начало обучения
новым профессиям, компьютеризация образования.
А в середине января мы получили ответы министра
Фурсенко на вопросы о том, чем должна заниматься
школа, каков конечный результат ее труда. Давать
то, что востребовано на рынке труда, исходить
из внешнего заказа. Учить тому, как и где можно
получить нужную информацию.
Легко сказать! Но как, например, проводится в
школе профориентация? Спонтанно, по возможности.
Без прогноза развития регионального рынка труда,
без учета заказа учащихся школы и их родителей,
без данных социологических исследований.
Директор одной из сельских школ, доставая из
стола анкеты девятиклассников, говорил: «Вот,
полюбуйтесь! Резьбу по дереву захотели в десятом
классе! Да мало ли что они хотят, у нас только
биологический профиль!» «А зачем анкетировали?»
– «Порядок такой».
Порядок такой, что сил и знаний у школы хватает
только на отчеты по результатам. Проблема
профессионального самоопределения молодежи
между тем совсем не простая.
ЭКСПЕРТИЗА
до сих пор считалось, что чувство взрослости –
главная особенность старшего подросткового
возраста.
Так ли это? Во Владимирской области было
проведено репрезентативное исследование на
предмет наличия/отсутствия у молодых людей
чувства взрослости. Результат: подростки
связывают взрослость с экономической и личной
ответственностью, поэтому взрослеть не
собираются.
Тенденция занижать собственный психологический
возраст по сравнению с реальным, желание
отдалить наступление взрослости присущи
современной молодежи. Шестнадцатилетние
считают, что их взрослость наступит примерно в 23
года, двадцатилетние – в 26 лет. С утверждением «я
уже взрослый» согласны только 12,9% юношей и 19,5%
девушек в возрасте семнадцати лет.
Самоидентификация такая: «Я подросток» и даже: «Я
мальчик (девочка)». Три четверти
семнадцатилетних считают, что выбор места их
обучения и работы – дело родителей. Отложенное
взросление – заметный штрих в портрете молодого
поколения.
Георгий ЖАРКОВ, педагог-психолог
Владимир
Николай РОДИЧЕВ,
заведующий лабораторией
профильной ориентации ИОСО РАО
Профориентация: новый вектор Тьюторство и
консультирование вместо диагностики
Волна интереса школы к
профориентационной деятельности вновь
нарастает. Сегодня хорошо видны не только
позитивные эффекты этой работы, но и риски.
Один из рисков, в частности, обусловлен
стереотипами восприятия диагностических
процедур школьной профориентации, которые часто
воспринимаются учителями, школьниками и их
родителями как формальные. Давно утрачен их
«доперестроечный» смысл – встроить будущего
выпускника в сложившуюся систему трудовых
отношений, помочь ему выбрать один из типовых
сценариев профессионального становления в
условиях индустриальной экономики.
«Старые» школьные профориентационные алгоритмы
работы базируются на жестком
диагностико-рекомендательном подходе. Если не
учитывать очевидное несовпадение профильно- и
профессионально-ориентационных задач и
применять старые формы без надлежащей
интерпретации, есть риск формирования у
подростков пассивной позиции “ведомого”,
причем эту позицию и подростки, и родители
принимают с большой охотой. Что может быть
приятнее, чем при помощи рекомендаций
профориентатора или результатов тестирования
наконец снять с себя бремя размышлений и
ответственности за выбор, закрыть глаза на
проблему.
Багаж старых методик
Нужно ли применять к нынешним подросткам
привычные для школьной профориентации методики,
базирующиеся на классификации профессий
Е.А.Климова по предмету труда? Конечно, нужно.
Ничего более понятного и «удобного» пока не
придумано. При помощи этих методик можно
демонстрировать способы классификации
профессий. Только не надо интерпретировать их
диагностически: формулировка «Вам рекомендуются
следующие профессии» сейчас выглядит
некорректно. А вот обсуждать с подростками
изменения во взглядах на многообразие областей
социально востребованной деятельности стоит. И
сравнивать отечественные способы классификации
профессий и профессиональных типов личности с
зарубежными, например, c методиками Холланда.
По собственной установке
Если такая работа интересна для подростков,
имеет смысл придать ей эвристический характер.
Например, начать с того, чтобы предложить
подросткам самим попробовать сделать свою
личную классификацию… даже не профессий, а тех
трудовых действий и личных качеств, которые
позволят ему накормить себя и свою семью, стать
состоявшимся человеком в своем городе, регионе,
стране, за ее пределами. Конечно, выстраивая
работу в классе не по методике, педагог (психолог)
подвергает себя большему риску. Это личный выбор
того, кто берет на себя ответственность за
самостоятельное конструирование технологий
профориентационной помощи. Ведь ничем не лучше
ситуация, когда, рассадив класс за компьютеры, мы
получим никак не интерпретируемые, но красиво
распечатанные рекомендации для Иванова стать
метрологом (в понимании Иванова – специалистом
по метро), для Петрова – кинологом (в понимании
Петрова – специалистом по кино), а для Сидорова –
оператором по выращиванию дрожжей.
Слагаемые готовности к выбору
У готовности школьника к ситуации
образовательно-профессионального выбора есть
две составляющие. Первая – компетентность в
ситуации выбора. Вторая – способность быть
субъектом выбора.
Для педагогов и психологов, привыкших надежными
и «объективными» инструментами измерять
результативность своих действий, важно понять,
что вторая составляющая поддается измерению в
гораздо меньшей степени, чем первая.
Ведь для того, чтобы подросток, проектирующий
свой образовательный путь, стал более
компетентным в своем выборе, нужно обеспечить
его средствами упорядочивания и систематизации
важной для выбора информации, помочь ему в
моделировании собственных способов
взаимодействия с
образовательно-профессиональной средой. Такая
работа предполагает вполне измеряемые в
ближайшей перспективе результаты.
Стать же субъектом выбора – значит делать нечто
по своей собственной, а не по чужой инициативе,
нести ответственность не только за то, что
выбрано, но и за то, что решил отказаться от
невыбранного и создать «своё». Нельзя только
адаптироваться к существующему порядку вещей, в
том числе на рынке труда и образовательных услуг.
Ведь школа не только готовит к жизни в обществе и
на этом рынке, но в первую очередь сама создает и
это общество, и сам рынок послешкольного
образования и профессионального труда. По
крайней мере так должно быть, а не наоборот.
Содержание работы педагога
Если упростить представления об этих двух
слагаемых готовности к выбору и специально
противопоставить их друг другу, то можно первое
из них сравнить с профконсультацией, с
психологическим консультированием, а второе – с
тьюторской помощью.
В первом случае необходимо дать ответ на уже
готовые вопросы, предопределенные конъюнктурой
рынка труда и образовательных услуг: кем быть,
где учиться; каким быть, как учиться? Ради каких
смыслов трудиться, ради каких целей стремиться к
продолжению образования? Очевидно, что в этой
ситуации вполне возможно использование
«типовых», готовых психолого-педагогических
средств, ориентированных на запрос подростка и
его родителей.
Во втором случае надо предусмотреть отсутствие у
подростка какого бы то ни было
профконсультационного запроса, ведь для данного
возрастного периода чаще всего свойственно как
отсутствие понимания ценности совершаемого
выбора, так и недостаточная потребность в его
реализации. Поэтому перед педагогами и
психологами стоит задача не ответа на уже
имеющийся вопрос, а гораздо более сложная
проблема формирования запроса подростка к его
потенциальному помощнику. Необходимо поймать
момент появления запроса, придать ему
эмоциональную окраску, вербализовать и
конкретизировать его.
Смена ориентиров
Путь совершенствования профориентационной
деятельности в рамках предпрофильной подготовки
больше не актуален. Важна другая проблема: как,
используя отведенные на предпрофильную
подготовку 100 часов, а также другие временные
ресурсы, помочь становлению у школьника
внутренней потребности в образовательном и
профессиональном выборе и в принятии
ответственности за сделанный выбор?
Удастся ли, используя привычные школьные
возможности, создать условия для обретения
подростками первичного опыта выбора?
Именно поэтому профориентационная задача
предпрофиля – педагогическая поддержка
предстоящего выбора.
Консультанту и тьютору на заметку
Зачем стремиться к тому, чтобы подросток
сказал: я знаю, какими должны быть мое
образование, моя профессия, моя супружеская
жизнь, если единственно верного знания о мире не
существует? О своем вероятном будущем человек не
может знать, но у этого незнания есть
определенные границы. Их можно и нужно
преодолевать, пробуя и открывая себя в различных
видах деятельности, обретая опыт создания своего
собственного, уникального опыта. Нельзя
исключить и право на жизнь по принципу «плыви,
мой челн, по воле волн», но условия для совершения
проб и открытий должны быть предусмотрены для
каждого, кто решится на них.
Есть внешние ресурсы профориентации человека.
Это регулярно обновляемый путеводитель по
регионально-муниципальному спектру профессий,
официальная организационная и правовая
информация, характеристики и координаты любых
потенциальных помощников. Можно предположить,
что в меняющихся условиях будет наблюдаться
значительный рост числа и разнообразия
коммерческих инициатив, связанных с оказанием
помощи подросткам в проектировании
профессионального будущего.
И есть внутренние. Во-первых, это формализованное
отражение образовательных достижений ученика,
портфолио. Это открытая, презентационная часть
внутренних ресурсов. Во-вторых, результаты
диагностико-консультационного взаимодействия
подростка с психологами и врачами. Это закрытая,
конфиденциальная часть внутренних ресурсов.
Задача как консультационной, так и тьюторской
составляющей поддержки профессионального
выбора подростка – компенсация недостатка и
несогласованности перечисленных ресурсов.
ИДЕИ ДЛЯ...
ЧТО ЛЮДИ ДЕЛАЮТ В ЭТОМ МИРЕ?
Дело техники – построить образование
так, чтобы все содержание школы было в той или
иной степени подчинено необходимости освоения
набора профессий. Для этого можно
воспользоваться идеей Милослава Балабана: вся
стена при входе в школу пестрит не именами
золотых медалистов всех выпусков, а списком
профессий, о которых в школе знают. Через эту
стену в школу войдет романтика огромной жизни.
Там могут быть написаны все мыслимые профессии
на земле. А если кто-нибудь из учеников или
родителей, путешествуя по белу свету или
погружаясь в глубь истории, вдруг обнаруживает
профессию, которая в списке на главной стене
школы не значится, то можно внести новую позицию.
Пусть спрашивают, пусть удивляются!
Много-много описаний профессий, сделанных
учениками, лежит в библиотеке. И каждый ученик в
рамках проектной работы может, учась в школе,
осваивать профессию за профессией.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|