Первая тетрадь
политика образования
|
РАЗВИВАЮЩЕЕ
УПРАВЛЕНИЕ
4 проекта
Школа в окраинном микрорайоне. Учеников под
тысячу. Вокруг – панельные многоэтажки, пустыри
и круглосуточные ларьки. Снижение краж или драк
на один-два процента в местном УВД воспринимают
как большую победу. Естественно, дети привносят в
школу все то, чем живет округа.
С этим можно примириться. Бьют стекла –
поставить решетки, нанять охранника. Стали
воровать в раздевалке – пора вводить должность
школьного милиционера.
А может ли школа изменить уклад жизни вокруг
себя?
Открытая школа: пензенский вариант
Как организован социокультурный комплекс?
На селе под одной крышей сводят школу,
библиотеку, клуб. В черте города никто никуда не
переезжает – меняется принцип работы.
Сначала объединяются школы, находящиеся на
территории одного микрорайона, – это создает
“ядро” социокультурного комплекса. Именно ради
развития школ он и создается.
Второй “слой” комплекса – учреждения культуры,
здравоохранения, соцзащиты. Каждое из них
начинает работать на нужды школ, оставаясь при
этом отдельной организацией.
“Верховная власть” внутри комплекса – совет
директоров школ. В управлении образования Пензы
директоров школ – участников эксперимента
выбирали по простому принципу: склонен ли
человек к переменам или его трудно “раскачать”?
Сперва на эксперимент согласились всего четверо
из восьмидесяти восьми директоров города.
Управление образования разрабатало городскую
программу развития социокультурных комплексов.
А средства “под нее” выделило областное
правительство.
Директорам предложили написать проект развития
своего комплекса, предварительно оценив
имеющиеся в их распоряжении возможности.
Были составлены “социальные паспорта”
микрорайонов: сколько живет школьников, сколько
студентов, какие имеются учреждения –
библиотеки, поликлиники и пр., насколько они друг
от друга удалены. Плюс в каждой школе прошла
саморевизия: какие есть площади и оборудование,
как укомплектована библиотека, есть ли в округе
коммерческие организации – потенциальные
спонсоры?
Такая ревизия позволила школам оценить свои
силы, обозначить насущные проблемы и определить
путь развития. Затем началась поддержка школ,
вошедших в проект. Каждая получила компьютерный
класс, футбольное поле или ФОК –
физкультурно-оздоровительный комплекс. Таким
образом, начала работать схема “распределенных
усилий” – когда у каждой школы есть что-то
уникальное и нужное остальным.
Четыре основных социальных проекта
городской программы Пензы
“Открытый бассейн” и “Открытая
библиотека”
Одна из школьных библиотек становится
медиацентром. Ее книжный фонд обновляется,
устанавливаются компьютеры с выходом в интернет,
ксерокс, сканер, проектор, телевизор, ДВД-плеер.
Центр могут посещать дети всех школ комплекса и
жители микрорайона. Дополнительные ставки
библиотекарей выделяет Пензенское управление
культуры.
В большинстве пензенских школ по плану
предусматривался бассейн. Обычно из-за нехватки
средств на ремонт и обслуживание он не
использовался. В одной из школ он приводится в
порядок. И на его базе все школы комплекса
проводят занятия. Там же действуют спортивные
секции.
ФОК – физкультурно-оздоровительный
комплекс
ФОК – это большой ангар. Все его внутреннее
пространство занимает огромное поле, на котором
одновременно могут заниматься несколько команд.
У входа на первом этаже – раздевалки, на втором –
трибуны. Футбольные ворота, волейбольные сетки
устанавливаются и убираются в одно мгновение.
Стационарные баскетбольные кольца никому не
мешают. В дневное время там занимаются дети всего
микрорайона. Вечером приходят платные группы
взрослых. Стоимость постройки одного ФОКа –
около 8 миллионов рублей.
Реабилитационный центр
В каждом из комплексов создается
реабилитационный центр. В него входят
физиопроцедурный, массажный, стоматологический
кабинеты и кабинет ЛФК. Персонал – врач-педиатр и
обслуживающие медсестры. Ставки дают районные
поликлиники. Принципиальный момент – передача
всего медоборудования на баланс школ. Центр
работает на детей всех школ и дошкольных
учреждений комплекса. Примерная стоимость
реабилитационного центра – 2,5 миллиона рублей.
РЕПОРТАЖ
…В Пензенской области сельские школы
превращают в социокультурные комплексы: сама
школа плюс библиотека, клуб и фельдшерский пункт.
Вокруг такого комплекса объединяется вся жизнь
села. А что, если этот метод перенести в городские
условия – задумались в управлении образования
Пензы. И начали необычный эксперимент:
объединение школ как центр развития микрорайона.
С Мариной Шарошкиной, заместителем начальника
управления образования Пензы, мы сталкиваемся у
дверей ее кабинета. На ходу она быстро
просматривает увесистую папку документов.
– В городском управлении я работаю всего
полгода, – говорит Шарошкина. – До этого – в
областном министерстве. Социокультурные
комплексы на селе стали создаваться на моих
глазах. И когда я перешла в город, то первым делом
задумалась – а можно ли такой опыт
распространить и на Пензу? Дело в том, что под эту
программу выделялись хорошие средства. И потом,
хотелось придать школе какой-то новый импульс.
Было ясно – из одной школы социокультурный
комплекс не получится, – продолжает Шарошкина. –
Мы уже это проходили двадцать лет назад – «школа
как центр микрорайона». Результат оказался
нулевой. Поэтому нам пришла в голову другая идея
– объединить в комплекс все значимые учреждения
культуры и образования, находящиеся рядом. То
есть связать воедино школы, районную библиотеку,
поликлинику, ясли.
Возьмем хотя бы социокультурный комплекс
«Окружной». – Шарошкина достает цветную
диаграмму. – В него входят 65, 72 и 32 школы.
Объединяться они начали вокруг 65-й. Никаких
особых преимуществ у нее не было, просто она
самая активная. Сегодня мы ей дали компьютерный
класс, там строится реабилитационный
медицинский центр, создается профильный кабинет
по химии.
Такие кабинеты – инициатива нашего городского
главы, – поясняет Шарошкина. – На каждый из
комплексов выделяется миллион рублей – для
оборудования профильного кабинета по химии,
физике или биологии. Например, в 65-й будет
ресурсный центр по химии с такой техникой, какой
нет и в педуниверситете. Препараты, специальное
оборудование, мебель, телевизор, DVD-плеер, сканер,
ксерокс, ноутбук, проектор. Этим ресурсным
центром будет пользоваться весь район.
Программа социокультурных центров действует
всего полгода. В мае мы написали проект, в
сентябре началась работа, – говорит Шарошкина. –
Школы теперь сами планируют свое развитие. У
каждого комплекса свое направление. У кого-то в
районе вообще нет поликлиники, поэтому им нужен
реабилитационный центр. В другом активно
привлекают бизнес, предлагают свои идеи –
открыть школьное интернет-кафе, создать зону
отдыха.
Да вы поезжайте, посмотрите сами, – улыбается
Шарошкина. – Хотя бы в тот же «Окружной».
От управления образования машина спускается
вниз по косогору Пензы. Выезжаем на проспект, в
глаза бросается огромный земной шар на
постаменте.
– Раньше он еще и вращался, – вздыхает шофер,
заметив мой взгляд. – А теперь только часы с
кукушкой на площади в центре работают.
Уже через десять минут мы на месте. Микрорайон
«Окружной» – самая окраина. За дорогой уже
начинаются дачи. Однако при подъезде к 65-й школе
грязь исчезает, под колесами чистый асфальт.
Входим, на проходной строгий юноша в камуфляже
старательно записывает имя и фамилию в толстый
гроссбух.
– Вы очень удачно приехали! – всплескивает
руками директор Элина Маткова, увидев нас. – У
нас как раз проходит семинар по социокультурным
комплексам. Пойдемте, мы вам на нашей презентации
все и объясним.
По гулкому коридору идем в библиотеку. На стендах
висят длинный список кружков и секций, отчет
родительского комитета о собранных за последний
месяц деньгах.
– Я в их дела не включаюсь, – отмахивается
Маткова.– Они сами собирают, сами определяют, на
что тратить. Могу о чем-то попросить, а там уж как
решат.
В просторном читальном зале уже включен
проектор. На всю зеленую стену развернулась
сложная схема с кружочками, прямоугольниками и
стрелками. Понять ее с первого взгляда – попытка
безнадежная, поэтому прошу рассказать так, на
словах.
– Когда в мае нам предложили включиться в эту
программу, то мы почти сразу согласились, –
начинает Элина Маткова. – Хотя слабо
представляли, как это будет выглядеть. В
управлении образования было сказано: на
социокультурный комплекс «Окружной» выделяется
15 миллионов рублей в течение двух лет. На что их
тратить, решайте сами. Тогда администрация трех
школ, учителя и родители собрались и попытались
понять – что у нас есть и что бы мы хотели иметь? И
распределили эти 15 миллионов.
32-я школа получила ФОК –
физкультурно-оздоровительный комплекс и
отремонтированный бассейн. 72-я – теннисный корт
и футбольное поле с подогревом. А наша, 65-я, –
новый кабинет по химии. У нас же будет создан
реабилитационный центр здоровья.
А проект «Открытая библиотека» уже действует, –
Элина Германовна обводит рукой вокруг. – Мы в ней
и находимся.
Оглядываюсь. Читальный зал с рядами парт –
бывший класс. За стеной – книгохранилище.
Стеллаж с телевизором. За стеклами пестреет
стопка видеопособий, тянутся ряды энциклопедий.
У дальней стены – два компьютера. На окне, возле
цветов, блестит электрический самовар.
– Сколько уже жителей записались за месяц? –
спрашивает Элина Маткова у невысокой женщины в
кофте, перебирающей за стойкой абонементы.
– Уже 240 человек. – Библиотекарь поднимает
голову. – Для бабушек мы выписываем очень много
журналов и газет. А для студентов заключили
договоры по обмену литературой с институтскими
библиотеками. Так что, – улыбается она, – сейчас
у нас фонд, пожалуй, больше, чем у районной
библиотеки.
– Вот компьютеры с выходом в интернет, –
перебивает ее директор, кивая на два бликующих
монитора. – Интернет спутниковый, двусторонний,
быстрый. Правда, сейчас сюда не дети, а учителя
очередь занимают.
– А давайте я вас по школе проведу и по пути все
расскажу? – предлагает Маткова.
Все школы, увиденные мной в Пензе, построены по
одному проекту – трехэтажный квадрат с
внутренним двором. Чаще всего рачительные
пензенские завхозы используют это пространство,
чтобы складировать вещи, проходящие по категории
«жалко выбросить». Пружинные матрацы, листы
железа, списанные батареи. Тут же, как правило,
стоят школьные автобусы и «газели».
...Во дворе 65-й деловито разворачивается
грузовичок. На борту красуется надпись: «ООО
Комбинат “Школьное питание”».
– У нас питание частники организуют, – поясняет
Маткова. – По-моему, так во всех школах города. И
за аренду платят, и детей кормят.
Внизу, в пустом крыле на первом этаже, нас
встречает худощавая темноволосая женщина.
– Это наш куратор, заведующая поликлиникой имени
Семашко Людмила Никифорова, – представляет
Маткова. – А вот здесь будет располагаться наш
«Центр здоровья».
В воздухе будущего центра витают пылинки и
пахнет свежей краской. Мы идем по белому от
известки полу.
– Откуда возникла такая потребность в
реабилитационном центре? – начинает заведующая
поликлиникой. – Большинство детей в школе
страдают острыми респираторными заболеваниями,
нарушениями зрения и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата. Но отсюда к одной
поликлинике надо ехать четыре остановки на
автобусе, к другой – шесть. Поэтому этот центр
будет очень большим подспорьем. Наша поликлиника
выделяет сюда семь ставок на полный рабочий день.
О преобразованиях, ждущих ее школу и вообще весь
комплекс, Элина Маткова говорит с плохо
скрываемой радостью. Как признаются и она, и ее
завучи, таких денег школы не видели очень давно.
– Вы поезжайте к 72-й школе, там футбольное поле с
искусственным покрытием, – советует напоследок
Элина Маткова. – А вот ФОК вам лучше поглядеть в
74-й школе, в комплексе «Запрудном». Там он больше,
красивее, – улыбается она на прощанье.
Отъезжаем от ворот школы, и уже через пять минут
мы на вершине холма. Позади – серая стена
девятиэтажки. В низине – огромный, больше школы
по соседству, святящийся от новизны зеленый
квадрат поля. Все всерьез – разметка, ворота.
Рядом розовеет корт. На поле идет игра. Мальчишки
в спортивных костюмах азартно гоняют мяч от
ворот к воротам.
Спускаюсь к полю. Зеленое покрытие, теплое и
мягкое, пружинит под рукой.
– Это спортшкола играет, – объясняют мне
болельщики.
Комплекс «Запрудный» тоже расположен на окраине,
но на другой стороне города. Правда, если закрыть
глаза в «Окружном», а открыть в «Запрудном»,
возникнет ощущение, что никуда и не уезжал.
Такое же трехэтажное здание школы. Такие же серые
дома вокруг. Однако первое, что бросается в глаза
на широком школьном дворе, – литые чугунные
скамейки. По асфальтовым дорожкам, мимо
подстриженных кустов, чинно гуляют мамы с
колясками. Много мам.
– Здесь все по-другому, – говорит водитель. –
Альчин, Сергей Васильевич, он чудной. – Водитель
делает ударение на второй слог и улыбается.
Директор школы Сергей Альчин, полный мужчина лет
пятидесяти, в костюме, встречает нас при входе.
– Пойдемте сразу ФОК смотреть, – широким жестом
приглашает он. – Чего зря тянуть?
К ФОКу «Чайка» надо идти через поле. Сергей
Васильевич шагает чуть впереди.
– Наш район называли «Долиной смерти», –
рассказывает он. – Здесь низина, когда татары
лошадей в распутицу гнали, они увязали.
Приходилось добивать. Грязи здесь до сих пор
много. Но мы и с этим управимся.
За разговором вдруг выясняется, что Альчин, кроме
директорства, еще и депутат Пензенского
законодательного собрания.
– Помогает кое-где, – хитро улыбается он. – Но
это больше авторитет. Меня же все тут знают. Вот,
например, видите, какой красавец? – Он
вопросительно кивает на ФОК и любовно
выговаривает: – «Чайка».
А это рядом стоит все обшарпанное. – Он негодующе
указывает на трансформаторную будку, стены
которой старательно штукатурят две женщины в
белых косынках. – Ну, я позвонил начальнику
участка, говорю: «Ты понимаешь, как твоя будка
рядом с ФОКом смотрится?» А он отвечает: «Все
сделаем, Сергей Васильич...»
Альчин смеется, и мы заходим в ФОК.
Здание построено так, что снаружи кажется не
таким уж большим. Однако внутри возникает
желание запрокинуть голову, чтобы увидеть
потолок. Зал – как полноразмерное футбольное
поле. Под самой крышей – ряд окон. Свет падает на
золотой от лака пол. Зал разделен на три части
волейбольными сетками. В правой занимаются
теннисом, в центральной – две баскетбольные
команды, слева – ребята гоняют мяч.
– Это мы сами придумали. – Альчин указывает на
волейбольные сетки. – Чтобы, значит, они друг
другу не мешали. А наверху – пойдемте покажу.
Поднимаемся по лестнице. Здесь трибуны –
пластиковые кресла, восемь рядов. Хоть сейчас
можно проводить соревнования, сажать зрителей.
– Вот здесь, за трибунами, устроим платный
массажный кабинет для взрослых, – показывает
Сергей Васильевич. – А рядом атлетический зал.
У ФОКа свой директор, но само здание стоит на
нашем балансе. Иначе нельзя – контроля никакого
не будет, – говорит Альчин, когда мы возвращаемся
обратно.
А вот видите? – Он вдруг кивает на мам с
колясками. – В школу с пеленок идут. А что делать,
если рядом ни парка, ни леса. Ничего нет. Хорошо
хоть у нас двор большой.
Мы идем в школьный музей. В 74-й школе это два
зала-комнатки. Соха, плуг, желтые фотографии,
дневники, медали. Лекцию наизусть читает
мальчик-экскурсовод лет двенадцати. Во втором
зале кроме предметов крестьянского обихода
стоит часть избы. Столб, соломенная крыша, икона с
полотенцем в красном углу.
– Милый мой, а что это за икона? – спрашивает
вдруг Альчин.
Мальчик запинается, потом заученно твердит:
– Это икона XIX века, изображающая...
Альчин заходится в беззвучном смехе и,
приобнимая мальчика за плечи, задыхающимся
шепотом спрашивает:
– Тебя как звать-то, а то я подзабыл?
– Илья... – недоуменно отвечает тот.
– Илюша, – ласково продолжает Альчин. – Эту
икону я сам вырезал из журнала «Огонек» в 93-м
году. Ты тогда еще о школе и не думал. А это знаешь
что за место? – Он указывает на настенную
роспись, изображающую речную заводь, камыши, лес.
– Не знаю, – пожимает плечами Илья.
– Это дача моя, – смеется Альчин.
На этом демонстрация экспозиции заканчивается.
– Хороший мальчик, – улыбается Сергей
Васильевич, когда мы идем смотреть уже
действующий реабилитационный центр. Здесь он
расположен на втором этаже. Белые двери с
золотыми табличками: «Физиопроцедурный
кабинет», «КВЧ», «Стоматология», «Массаж». В
приемной массажного кабинета девушка
сосредоточенно читает журнал.
– Неужели и в каникулы приходят? – удивляюсь я.
– Еще больше, чем в учебное время, – заверяет
Альчин. – Вы зайдите в ЛФК.
В кабинете лечебной физкультуры восемь девочек
усердно сгибают и разгибают руки перед зеркалом
под мерный счет женщины в белом халате.
– А хотите хореографическую студию посмотреть?
– не унимается гостеприимный Альчин. – Или наш
бассейн с сауной? Или зимний сад?
Зимний сад – это интересно. В проекте
большинства пензенских школ кроме бассейна
закладывалось еще и овощехранилище или парник.
Предполагалось, что школы будут заготавливать
овощи на зиму или выращивать их и кормить
школьников. Времена заготовки овощей давно
прошли. Где-то эти хранилища развалились, где-то
их заняли кружки или склады лыж и инвентаря.
Альчин же приспособил пустующее здание под
зимний сад.
Однако на первом этаже вместо буйства зелени нас
встречают визг пилы и два мужика в синих халатах,
усеянных опилками. Они что-то сосредоточенно
пилят на станке.
На двери красуется вывеска «Мебель на заказ».
– Гамлет, здравствуй, дорогой, – приветствует
Альчин хозяина мастерской. – Мы тебе не помешаем?
– Как можете помешать? – удивляется Гамлет.
Кавказское лицо его покрыто густым слоем
древесной пыли.– Проходите.
– Это наш арендатор, – поясняет Альчин, пока мы
поднимаемся на второй этаж. – Он еще и помогает
нам, мебель ремонтирует.
Зимний сад оказывается на втором этаже. В
стеклянную крышу упираются какие-то широкие
листья, ростки, цветы. У входа на развесистом
лимонном дереве желтеет одинокий лимон.
– Мы уже штук двадцать раздали, – замечает
Альчин. – Такие они душистые, не сравнить с
покупными. А вон там, смотрите, все растения по
климатическим зонам. Биолог у нас тут уроки
проводит.
Это... – Альчин щурится и пытается прочесть
латинское название. – Ну не важно.
Вообще-то я сам эту школу выстроил, – признается
Сергей Васильевич, когда мы уже расстаемся. – В
начале 90-х ее строить начали, да так и бросили –
денег не было. А я тогда как раз в Пензу переехал
– я вообще-то до того был секретарем сельского
райкома. Но работы не было. Ну и как-то так
сложилось, что мне говорят: «Вот есть школа, если
достроишь, будешь там директором». А я взял и
достроил. Сам и прорабом был, и строителем, и
грузчиком. Всю мебель мы сами сюда перетаскали с
завучем и физруком. Теперь вот хочу взяться за
детский сад в соседнем дворе. Тоже никак не могут
его достроить. А садик нужен.
Так что я не чудной, я чудный, – смеется он
напоследок. – А вы еще заезжайте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|