Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
поитика образования

РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ 

Александр КНЯЗЕВ

Элементарные знания: период полураспада

По TV показывают кремлевскую елку. Дед Мороз, снегурочки, дети и сама елка – все изукрашено восьмиугольными снежинками.
Меня в деревенской школе учили складывать и вырезать шестиугольные. Именно так – «Шестиугольные снежинки» – назвал в 1611 году одну из своих миниатюр Иоганн Кеплер. Он обратил внимание, что других форм не бывает. Уже четыреста лет, как ученые знают об этом. И это не военная тайна.
Конечно, художник может сделать снежинки необычных форм: сигмаподобные, разных размеров. Только здесь другое: подумаешь, и так сойдет! Сейчас и в школе учат делать такие – два раза сложить лист бумаги...
Так что эти снежинки в Кремле – не мелочь, а характерное проявление распада образования. Его начало было замечено учителями и учеными еще двадцать лет назад. Тогда власти не реагировали на их тревогу – у самих с образованием были проблемы.
Впрочем, и сейчас во власти те же троечники, но уже оградившиеся учеными степенями. Так ведь «талант не пропьешь» – из каждого предложения, как шило из мешка, лезет безграмотность. Даже с государственным языком проблемы: «переспективы», «преценденты», «нам подтвердили о том, что…». А вот, например, целая каденция: «Мы столкнулись с массовым увлечением молодежи высшим образованием». Узнаете? Это министр образования и науки так изъясняется.
Да что мы все о министрах. Достаточно с недельку послушать радио, почитать газеты. Молодые ведущие новостных программ не выговаривают числительных, путают ударения в словах, лепят исторические даты, как на душу придется. Все это – банальная профессиональная некомпетентность, отсутствие базовых знаний. Научные достижения искажаются до неузнаваемости, а религиозные «чудеса» и откровения паранауки преподносятся как общепризнанные факты.
А учителя при этом получают одну из самых маленьких зарплат в стране. Повышают ее на 10–15%, предварительно снимая льготы и доплаты. Да еще и циничные голоса раздаются: если и увеличивать зарплату учителю, так только за дополнительную нагрузку. Дескать, если работают – значит, устраивает.
А научные сотрудники в академиях, преподаватели в университетах? Сначала им в очередной раз принародно объявили о «достойной оплате труда». Потом, вероятно, прикинули – жалко столько денег отдавать. Нужно «чистку» устроить. Критерии? Найдутся. Кто останется? Да никто и не нужен особенно. Калькуляторы, гвозди и унитазы – в Китае покупаем. Неужели остального не купим?
Ограбление банка: грабитель показал служащему оружие и сказал, что это «мультиметр» – пострашнее бластера будет. Служащая на почте сидит за компьютером: тыкает пальчиком в клавиатуру. Все клавиши, кроме ей необходимых, заклеены лейкопластырем. Очередь терпеливо ждет. Таких примеров – тьма. XXI век. Наша эра.
Во время нынешних холодов "специалисты" рассказывали нам, как троллейбусные провода лопаются оттого, что медь теряет прочность на морозе!? Может быть, нужно было под зиму натяжение проводов ослабить, как в школе учили?
И магниты у нас на морозе уже "не примагничивают", и воздух "разряженный". А знаете, почему естественно-научное и техническое образование сводится к минимуму в школах и институтах? Потому, что оно, ко всему прочему, примерно в пять раз дороже гуманитарного – невыгодно.
Другая примета последнего десятилетия – обесценивание чести, поддержанное новыми негласными законами. По-обещал на всю страну – не выполнил. Не стреляться же? Направили в регион деньги, а их украли – ну что поделаешь, если украли?
Маргарин под маркой масла, колбаса без мяса, «паленый» коньяк и водка? Ну как же вы так, внимательнее нужно этикетки читать! А изготавливать и продавать не запретишь, все законно – усвоили? Заодно пора усвоить, какое образование самое прибыльное. Правильно, не математика и физика. От них только перегрузки. Не те полушария сейчас развивать нужно! Совсем другие.
Молодежные газеты, теле- и радиопередачи призывают: «Надевай что хочешь. Делай, что хочется! Будь таким, какой ты есть!» Почему «какой есть» – непременно идиот или хулиган? Зато все упоминания и воспоминания о школе у молодежных ведущих непременно как об «обязаловке». Учительница – так непременно злая и подлая. А ведь могли бы и зайти в школу, в приличный лицей, в гимназию – вместо того чтобы байки рассказывать да бахвалиться, как в школе математику не понимали. По-нормальному – этого стыдиться бы нужно.
Наверное, вы читали статью преподавателя Парижского университета Виктора Доценко «Пятое правило арифметики» – ее перепечатывали разные журналы и газеты (например, “Наука и жизнь”, январь 2005, или “Известия”, август 2004). Автор рассказывает о современных студентах Франции (спецфакультет математики). Оказывается, можно обсуждать, что 3/6=1/2, а не 1/3.
Приводятся и другие интересные примеры, подобные тем, что есть в старой книжке «Физики шутят». Я тоже когда-то коллекционировал перлы некоторых студентов. Потом перестал – уже не воспринимается как анекдот. Нынешние студенты и не такие перлы выдают на пятом курсе мехмата. А это теперь уже специалисты в фирмах и министерствах, это и учителя ваших детей.
Преподавая в университете и лицее, я знаю и другую молодежь. За два последних года защитились не менее тринадцати моих бывших учеников. Все физики, передний край науки. И сейчас у меня есть потрясающе интересные студенты и ученики. Это совершенно другая молодежь. Только их очень мало. Этим ребятам сейчас очень трудно, потому что ничего из того, чему они учатся, не нужно нынешней России. Кроме умения работать на компьютерах. Это ничего – когда-то ценились приказчики, писари, шоферы, летчики, наладчики, космонавты.
Но об этих ребятах как-нибудь в следующий раз. Под настроение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru