Первая тетрадь
политика образования
|
РЕВОЛЮЦИЯ В
ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ
В предыдущем номере мы начали разговор о
том, как изменилась школа со времени первого
Всероссийского совещания работников
образования, которое, по сути, ознаменовало собой
новый этап ее развития.
Итоги неутешительны: новый этап остался позади, а
новая школа так и не возникла. Или пока еще не
заявила о себе. Почему так произошло? Похоже, это
вопрос не столько к школе, сколько к времени,
обществу и стране. Об этом – наш разговор
сегодня.
Школа как предчувствие и школа как гиперболак
Недовольство реформой образования нередко
хорошо аргументировано. Но все же большей частью
интуитивно: что-то делается не то и не так.
Кажется, что, с одной стороны, идет возврат к
прошлому, с другой – отход от качественного
образования. Есть и недоверие к людям, которые
руководят реформой, к их мотивации и
компетентности.
Наши ощущения – серьезный повод для
беспокойства. Тем не менее постараемся остаться
объективными.
Правда ли, что за 18 лет ничего существенного так и
не произошло и все осталось по-прежнему? Нет.
Несмотря на все родимые пятна и
наследственность, школа другая: она
неидеологична и разновариантна; чиновники
лютуют не по вопросу «что» и «как», а проверяют
соблюдение СанПиНов и число огнетушителей;
контроль осуществляется только на входе и выходе
– в учебный процесс никто не лезет или не может
влезть.
И главное – дети стали другими: более свободными,
более независимыми, но и более невежественными, с
иными представлениями о морали. И если такие дети
не по душе, то разве претензии надо предъявлять
чиновникам от образования?
Нравится нам это или нет, век Просвещения
закончился. Эра рационализма и культа
универсальных знаний завершилась. Возможно, у
нас и недавно. В любом варианте все последовавшие
за этим модели, как бы их ни называть –
постиндустриальное общество, постмодернистское,
информационно-технологическое, –
демонстративно страдают отсутствием
пресловутого «что», то есть не имеют истинного
содержания. Новое «что» еще не найдено, и его
поисками заняты многие. И уже довольно давно. Но
до тех пор, пока нет «что» в обществе, в культуре,
нет его и в школе. На безрыбье его заменяет «как».
Но поиски новой школы не прекращаются.
Предчувствие ее необходимости – как внесение
некоего разумного начала в обескураживающий
хаос. Может, она первая и найдет это «что». Для
тех, кому надо.
Раньше, сравнивая, например, американскую школу с
нашей, говорили, что там дети, безусловно, не
имеют столько знаний, сколько наши, зато
значительно больше умеют.
Помню, как выдающийся американский теннисист Пит
Сампрас, выступая во Франкфурте-на-Майне, отвечая
на вопрос, нравится ли ему Гёте, на родине
которого он присутствует, без тени смущения, с
очаровательной улыбкой сказал, что не знает, кто
это такой. И спрашивается – это помешало ему быть
успешным, полноценным в жизни, что-то в ней
пропустить такое, о чем бы потом стоило пожалеть?
Теперь наша школа просто стала похожа на
западную, ориентированную не на знания как
таковые, а на умения. У нас раньше была
пресловутая социализация, то есть адаптация к
нашему специфическому обществу, сейчас, как и у
них, – ориентация на успех и здравый смысл. Опять
же – нравится это кому-то или нет, но таковы
общественные приоритеты.
Другое дело – учителя. Они не чиновники. И могут
как приспособиться и переориентироваться на
общественные маяки (особенно новая генерация),
так и тихо саботировать, продолжая выполнять
свою функцию – хранителей очага. От них зависит,
не погаснет ли огонь. До следующей эры Прометея.
(Может, потеплеет снаружи, а может, и
действительно изнутри.) Вокруг этого очага
всегда было немного народа, тем не менее место
было почетное. Сейчас там не тесно…
Поэтому надо сохранить учителя. Школа – это ведь
всегда ее учителя. И добрый, благородный стиль
общения. И обязательные представления о добре и
зле. Не дисциплинарные, а нормальные. Никто не
спорит, что неплохо иметь практические навыки
позитивных действий. Вообще не надо относиться с
высокомерием ко всяким глупостям человеческого
бытия. Пусть лучше будут скауты, печеная
картошка, тимуровцы. Все лучше, чем опора на КПСС
и линейки по поводу съезда. Важно, чтобы дети
научились по-настоящему хоть что-то делать.
Возможно, критерии обучения нужны какие-то более
зримые. Вчера делал только это, сегодня это и еще
то. Какая-то наглядность совершенства. Как в
спорте. Пробежал за двадцать секунд, потом за
восемнадцать. В спорте всегда ясно, кто первый. В
учебе – черт ногу сломит. Оценки какие-то. Вечно
нормального человека заставляют заполнять
дневник и календарь природы…
Беда современной школы (да и многих школ в
прошлом) в том, что ее основная задача –
репродуцировать саму себя, сделать всё, чтобы
дети не мешали ей существовать. Школа давно уже
живет по своим, порой негуманитарным законам. Это
организм. А дети в нем – бифидобактерии для того,
чтобы этот организм мог успешно функционировать.
С другой стороны, особенностью всех споров о
новой или старой школе всегда было
гиперболизированное значение, которое ей
придается. На самом деле очень многое
происходило и происходит вопреки и за ее
пределами. Как ни странно, школа, хотя она и,
говорят, выигрывала войны и тому подобное, такой
роли уже не играет. Большинство определяется в
жизни чуть позже, наверстывая упущенное, если
надо, быстро, осознанно и заинтересованно.
А школа… Это в конечном итоге – кто зачем туда
пришел. И конечно, как кому повезет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|