Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена
|
МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
СО СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ
Новый год наоборот
До пяти лет я была убеждена, что все мужчины –
писатели. Как мой папа. Однажды летом на даче к
калитке подошел человек и, узнав, что папы нет
дома, попросил передать, что заходил Матвей
Аристархович. Я ответила, что просто скажу папе,
что к нему заходил писатель, а имя, наверное, не
запомню. Человек удивился и стал уверять, что он
вовсе не писатель. "А кто же?" – обомлела я.
Оказалось, бывают взрослые люди – совсем не
писатели. И жизнь совсем не такая, как она уже
сложилась в моей голове. Потрясение было сродни
тому, что я испытала, узнав примерно в том же
возрасте о смерти. Люди смертны. Все. И даже если
очень-очень хорошо себя вести…
Еще дольше я была уверена, что работа – это
сидеть за столом, смотреть в окно, курить
сигарету за сигаретой, иногда наливать себе в
рюмку маслянистую пахучую жидкость, медленно
выпивать ее и заедать лимоном. Заходить в это
время к папе в комнату было нельзя – он работал,
разговаривать даже в других комнатах следовало
шепотом… Это было таинственно и прекрасно –
полоска желтого света под папиной дверью ночью –
и совсем не походило на то, что называлось
маминой работой, куда мама меня взяла однажды с
собой и велела рисовать тихонько в углу. К маме
заходило множество людей, на некоторых она
кричала, другим что-то объясняла таким шепотом,
что было пострашнее крика. И я запомнила: "цех
строганого шпона", "паркетный цех",
"техника безопасности",
"фанерно-мебельный комбинат", запах
деревянной стружки и невыносимую тоску.
Мама уходила на фанерно-мебельный комбинат, а
папа читал мне сказки. Ужас, который я испытала от
андерсеновского "Огнива", помню до сих пор.
Шел солдат лесом, встретил старую ведьму, она
сделала его богатым, а он взял да и убил ее и
зашагал дальше. Я сразу представила, что кто-то
вот так же убьет мою бабку, папину маму. Она была
глухонемая, маленькая, сгорбленная, говорили, что
она никого не любила и жила только для себя, может
быть, и так, не помню; ее стеснялись, на нее
жаловались, и мне часто казалось, что кто-то
подкрадется к ней с топором и ударит, и она так и
будет ходить с топором в горбу только потому, что
она не такая, как все, и с ней так поступить
можно…
Когда спустя несколько лет я прочла про
Раскольникова, то сразу догадалась, откуда он
родом у Достоевского и откуда родом
старуха-процентщица.
Быть, как все, – удивительный детский соблазн: в
пять лет я завидовала девочке из нашего двора. У
нее была красивая, ясная фамилия – Лебедева, а не
какая-то странная, как у меня, – Скульская, ее
звали Марина, а не как меня – каким-то маленьким
детским именем Лиля, а вообще-то я была Елена, и
когда я капризничала, то мама говорила: "У,
какая противная Ленка! А где же наша хорошая
Лилечка?! Это Ленка ее куда-то спрятала!" И
наконец, Лебедева Марина была русской, а не
еврейкой, как я.
Но после "Огнива" соблазн раз и навсегда
закончился: старуха с топором в горбу, принцесса,
хохочущая над взлетевшими в воздух родителями –
все объясняло, что нужно быть на стороне
проигравшего. А если все будут на одной стороне,
то сразу переходи на другую.
Папа стал читать мне вместо сказок стихи, и даже
гумилевские о мальчике-скрипаче не казались мне
страшными, хотя на умолкшего музыканта бросались
там волки в кровожадном исступлении и он не мог
шевельнуться и вздохнуть. Ну и пусть. Он играл на
скрипке и погибал славной и страшной смертью
скрипача.
Папа любил повторять: "Аристократ – это тот,
кто играет лучше всех и всегда проигрывает".
Двенадцати лет я стала писать стихи. Верлибром,
потому что нужно было писать рифмованные.
Грустные, потому что нужны были оптимистичные.
Непонятные, потому что нужны были простые. У меня
там море сползало на дно и цеплялось за берег
побелевшими от напряжения гребешками. Сатурн
крутил хула-хуп. Люди бежали, спотыкаясь о звезды.
Оказалось, что стихи пишут совсем не так. Мало
видеть, как за окном ветви деревьев прочерчивают
по стенам домов трещины и дом медленно оседает на
первый этаж. А важно еще освоить ямб, хорей,
амфибрахий, дактиль и анапест, перекрестную
рифму, женские, мужские и дактилические
окончания и всякие там ассонансы и аллитерации.
Следует научиться рисовать лошадку, а потом уж
абстрактные картины.
Никогда и ничему я не училась с такой легкостью и
упорством. Я преследовала отца венками сонетов и
каламбурными рифмами. Мы стали переписываться
стихами. Когда я написала цикл стихов "Простор
летящему в пропасть", отец не на шутку
испугался за мое будущее и стал уговаривать
написать что-нибудь доброе, простое, понятное и,
главное, не столь мрачное. Мне было лет
семнадцать. Я написала:
Расскажи мне добрую сказку
Про прекрасную принцессу,
Которая мечтает стать Золушкой.
Отведи меня в добрую сказку,
Где белоснежные лебеди
Изгибают шеи вопросительными
знаками:
Ну когда же мы снова
Превратимся в Гадких утят?
Где по вечерам стареющее море
Накручивает волны на папильотки,
А у моря сидит боярыня
И просит Золотую рыбку
Вернуть ей разбитое корыто.
Где Иван-царевич
Плачет на перине
В атласную подушку,
И пусть ему приснится дивный сон,
Что он снова стал Иванушкой-дурачком.
Промолчи мне добрую сказку
Про козлиное копытце…
Ты не бойся, со мной ничего не случится,
Я ведь тоже знаю, что это сказка.
Отец написал мне ответ:
Вот жили люди по указке,
За ней не ведая забот.
А ты рассказываешь сказки –
И сказки все наоборот.
Вот люди думали, что голому
Все снится на костюм отрез.
А ты, мой друг, стремишься в Золушки
Из положения принцесс.
Я опасаюсь постоянства,
Хотя и сам пришел к нему.
Перелицовывать пространство,
Быть может, правда, ни к чему.
Нет! Надо, в сказочном изверясь,
Пить времени густой настой.
Бывает, быт ведет нас в ересь,
Зато с Колумбовой чертой.
Прошло много лет. У меня вышло десять книг стихов
и прозы. Но мои стихи о Золушке-Принцессе никогда
не были опубликованы. Они были некой тайной,
которую знали только мы с отцом. Но отец был
уверен, что рано или поздно они пригодятся и
станут фильмом или спектаклем. Когда? Может быть,
тогда, когда возникнет тоска по утраченной
грусти.
И вот, как бывает в сказках, руководитель
Русского театра в Таллинне Эдуард Томан недавно
спросил среди прочего: "Нет ли у тебя случайно
идеи детской пьесы? Сказки с чудесами?" И сам
усмехнулся своему вопросу, настолько со мной не
вяжутся ни детство, ни доброта… "Есть, –
говорю, – сказка наоборот…"
И написала пьесу "Новый год наоборот". Там
милая Принцесса грустит во дворце возле
королевской сказочной елки, потому что ей под
Новый год ничего не подарят – ей нечего дарить, у
нее уже все-все-все есть. (Для меня самой все
праздники в детстве были зареваны; со всхлипами
выходила я к елке и, увидев роскошные подарки,
радовалась, конечно, но слабо, болезненно после
пережитого отчаяния. Моя мама накануне
праздника, чтобы усилить дальнейшее впечатление,
убеждала меня в том, что на сей раз я подарков
никаких не получу – не заслужила. Мама
непременно напоминала мне о своем собственном
голодном детстве, когда она всю семилетку
проходила в одном красном бантике, ее так и звали
– "Красный бантик"; я плакала, жалела маму, а
еще пуще себя – ведь я не получу никаких
подарков. Я засыпала от горя, а мама шла
заворачивать в красивую бумагу подарки для меня,
их всегда было много – все, о чем я мечтала, но
вчерашнее страдание всегда оказывалось сильнее,
и горестное ощущение накануне праздника
преследует меня всю жизнь.)
Принцесса грустит. Она тоскует во дворце по
Лесничему, своему папе, она тоскует по надежному
очагу, весело булькающим кастрюлькам и даже, если
честно, по Сестрам и Мачехе… И вот выясняется,
что Принцесса снова сможет стать Золушкой, если
сама исполнит чье-то самое заветное желание.
Но как исполнишь заветное желание Королевы,
которой хочется вернуться к разбитому корыту и
родному Старику, с которым прожито было тридцать
лет и три года? Как помочь Принцу, который был
Иванушкой-дурачком, всем и всегда говорил правду
в глаза, а теперь во дворце вынужден лгать,
льстить, улыбаться, а иначе выйдут международные
неприятности?..
Но самое печальное: когда заветная мечта
исполняется, то герои вновь начинают мечтать о
том, от чего только что отказались…
Значит, не мечтать? Конечно, мечтать. Но жить
все-таки не одной только мечтой.
Сосредоточенность на мечте рождает фанатизм,
зависть и, главное, пошлость. Надо попробовать
жить сегодняшним днем, который каждое утро
проступает сквозь темень проявленным снимком.
…Не только я всю жизнь мечтала написать эту
пьесу. И у отца была мечта написать сказку. О
волшебном кольце, которое исполняет любое
желание, но на беду попутно отнимает какую-то
мелочь, без которой потом невозможно жить.
Отец так и не написал сказку о волшебном кольце. И
я не напишу. Но "Новый год наоборот" посвящаю
ему и тем, кто решается быть самим собой. Трон от
людей. Талант от Бога.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|