Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

Взрослые под вопросом. Детским

Что мы должны знать, чтобы уметь отвечать

Детским вопросам мы сначала радуемся и готовы ответить на каждый. Потом их количество начинает нас раздражать, и мы стараемся на них не реагировать. И уже сами не замечаем, как привычно отмахиваемся: не мешай, отстань, займись чем-нибудь!
А когда ребенку лет пятнадцать, вдруг замечаем, что вопросов он нам больше не задает. Но почему?
Потому ли, что когда-то мы перестали на них отвечать? Или потому, что это развернутое во времени детское вопрошание подчиняется особым законам?.. Наверное, и то и другое. А еще – что природа детского вопроса и то, как мы выстраиваем разговор друг с другом, не одно и то же…

Когда у 3–4-летнего ребенка вдруг разыгрывается «вопросительный аппетит» и он буквально засыпает маму вопросами, нет таких родителей, которых эта активность не раздражала бы. Потому что ребенок не намеревается выслушивать их старательные попытки ответить на эти «почему?». Практически на первых же предложениях он прерывает ответ новыми «почему?». Без всякой связи с тем смыслом, который родители искренне пытались прояснить ребенку.
Достаточно скоро начинаешь понимать, что в вопросах ребенка кроется какая-то хитрость.
Ребенка до пяти лет как бы и не интересуют «правильные ответы». И спрашивает он не затем, чтобы установить для себя какую-то истину или правду. Он хочет спровоцировать близких людей на коммуникативную активность.
Вопрос малыша требует от взрослого не занудства, а внутренней легкости и готовности к особого рода игре. К веселому сочинительству. И если взрослый решается на него, не парится по поводу правильности или неправильности своих ответов, он поступает в полном соответствии с детскими потребностями.

Ирина ХРИСТОСЕНКО, психолог

Примерно к пяти годам (естественно, что у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже) характер детских вопросов радикально меняется. Нескончаемые провокативные «почему?» и «откуда?», вовсе не предполагающие нахождения истины, сменяются вопросами, ориентированными на поиск правильного ответа. Появляются вопросы информационного характера о том, что из чего сделано, как устроено. И ребенок уже не ждет от взрослого мифотворческой активности, ему нужны вполне конкретные ответы.
Повзрослевшего ребенка радует, если взрослому удается более или менее просто и понятно объяснить, как устроен телевизор, из чего состоит человек. Появляется принципиально новая реакция на ответы взрослого. Получив ответ, ребенок уже не торопится задавать новый вопрос, как было раньше, а задумывается над услышанным. Пытается внутренне как бы «примерить» ответ взрослого к заданному им вопросу, представить себе. Получается, ребенок начинает не просто задавать вопросы внешнему миру, но и сам над этими вопросами размышлять, придумывать собственные варианты ответов.
Если в предыдущий возрастной период вопрос для ребенка был в значительной степени средством коммуникации и провокативной активности, то теперь он все больше и больше становится средством понимания. Внешняя вопросительная активность ребенка при этом существенно снижается.
Кроме того, появляются и особые вопросы. Подчеркнуто философского характера. Например: что случается с человеком, когда он умирает? Или: есть ли Бог, кто он и какой? И эти вопросы уже требуют от взрослого большой внутренней ответственности и честности. Очень подробных ответов. Ребенок будет выслушивать их внимательно, потому что его интересует не ответ вообще, не некий «объективно-правильный» ответ, а то, как взрослый это понимает. Фразой, что разные люди смотрят на это по-разному, здесь не отделаешься. Ребенок требовательно настоит: а что ТЫ по этому поводу думаешь.
Более старший ребенок часто перестает спрашивать вообще что-либо. Это не значит, что у ребенка вопросов больше нет. Но он словно ставит какой-то защитный экран между своей внутренней вопросительностью и внешним миром. И это может быть тревожным сигналом, свидетельствовать об утрате доверия к взрослым.
Очень многое в этой ситуации будет зависеть от родителей. От их готовности продолжать диалог с ребенком, а не сводить общение к разговору только об оценках и уроках.

Александр ЛОБОК,
доктор психологических наук

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru