Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир
Всеволод ЛУХОВИЦКИЙ,
председатель межрегиональной
общественной организации
«Учителя за свободу убеждений»

Могут ли современные СМИ быть безопасными для ребенка?

Вряд ли. Однако только запретами эту проблему не решить

Какими мы мечтаем видеть наших детей? Сразу хочется говорить высокие слова: свободными, толерантными, патриотически настроенными гражданами многонациональной страны…
Этому идеалу и законы наши соответствуют. Вот только картину портят всякие негативные явления – подростковая преступность, ксенофобские замашки скинхедов. Реальность явно далека от идеала.
В Государственной думе попытались отыскать виноватых и на парламентских слушаниях «О концепции совершенствования законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» ловко их обозначили.
Председатель Комитета по делам женщин, детей и молодежи Екатерина Лахова, твердо отстаивая необходимость ограничений и запретов, заявила: то, что читают, смотрят и слушают наши дети, наносит им непоправимый нравственный вред.
Председатель Комитета по информационной политике Валерий Комиссаров тоже отметил, что такая опасность высока и осознается обществом как-то недостаточно. Но призвал не доводить ограничения до абсурда.
Президенту Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольге Никулиной пришлось напомнить, что одними запретами ситуацию не изменить – нужно же еще и духовный мир ребенка формировать, обратив особое внимание на проблему чтения. Но почему-то, говоря об информационной безопасности, никто из выступавших ни разу не заглянул в школьные учебники, чтобы выяснить: а все ли в них в порядке с этой точки зрения? И соблюдается ли свобода убеждений в образовательном пространстве школы?

Дело не в газетах и телевидении
А в том, как воспитать в детях вдумчивых читателей и зрителей

Так ли уж необходимы информационные ограничения на телевидении? Да все проблемы с телевизором мне кажутся надуманными. Ведь его можно выключить! Это дело родителей – решать, что смотреть их детям. Заботливые родители будут сидеть рядом, комментировать, обсуждать. Если воспитывать в ребенке вдумчивого зрителя, он все поймет правильно и откажется от дешевых поделок. Я считаю, что разговоры о «наших жутких СМИ» только отвлекают от того, что происходит в действительности и что опасно по-настоящему. Клерикализация, милитаризация, нарушение принципа светскости образования. Именно светскость образования дает право каждому родителю обучать и воспитывать ребенка в соответствии со своим мировоззрением.
Образование должно быть светским для того, чтобы не возникла дискриминация по религиозным и мировоззренческим основаниям. У нас есть все возможности для развития религиозного образования. Хорошая законодательная база. В законах «Об образовании», «О свободе совести» четко прописаны возможные действия верующих, желающих обучать детей основам вероучения. Во всех документах подчеркивается добровольный характер обучения. И определена обязанность государства вмешиваться в религиозное воспитание лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты прав детей. Но наша организация выступает против включения любых религиозных курсов и программ в федеральный и региональный компоненты – тут как раз и возможна недобровольность обучения.
Я часто слышу, что быть русским – значит быть православным и что только на православии может быть основана подлинная нравственность. А поскольку с нравственностью у нас не все в порядке, то не прислушаться ли к сторонникам внедрения православия в школе?
Так вот: даже сама постановка вопроса уже предполагает нетерпимость по отношению к неверующим и инаковерующим. Получается, что они не могут быть воспитателями, примером нравственного поведения. Свобода совести – это право каждой отдельной личности верить или не верить. Принадлежать к той или иной конфессии или придерживаться личных религиозных убеждений. Свободно выбирать конфессию, не оглядываясь на семейные и исторические традиции.
Родители беспокоятся: что делать, когда ребенок не хочет посещать те или иные религиозные факультативные курсы? По закону он имеет на это право, но ребенку будет морально тяжело, если он один окажется в стороне, не такой, как все. Как справиться с этой проблемой?
Каждый человек решает этот вопрос сам. В соответствии с собственными убеждениями. Это выбор человека: что для него важнее – комфортная обстановка, спокойствие и согласие со всеми или отстаивание своих убеждений. И не надо бояться и думать, что все подростки морально тяжело переживают, когда выясняется, что они не такие, как все. Многие очень даже уверенно и комфортно чувствуют себя, оставаясь самими собой.
И потом. Не забывайте, есть родительский коллектив. Он способен стать настоящей силой. Для школы любые несогласия и неудовольствие родителей – серьезная проблема. Нередко бывает, что достаточно одному-двум активным родителям заговорить о проблеме, как и остальные присоединяются.
Родители, когда я с ними говорю об этом, изумляются: «А мы не знали, что имеем на это право». И тут же признаются, что вовсе не желают, чтобы школа была насквозь идеологизирована. Но к этому не стремятся и учителя. Когда в школе вводится какой-то вероучительный курс, родители не знают, какие подводные течения этому предшествовали. Может, на директора кто-то давит, а учителям это не нравится. Если родители четко выскажут свое мнение, то педагоги вместе с родителями, опираясь на их позицию и поддержку, могут добиться очень многого.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru