Третья тетрадь
детный мир
|
Наталья ВИШНЯКОВА
АНО «Школа ЗНАК»
Москва
От А до Я – от Алены до Ярика
Есть ли что-то, чего учитель не знает о
детях? Казалось бы, странный вопрос. Ведь сегодня
педагог нередко проводит больше времени с
ребенком, чем его родители. И тем не менее,
литература о воспитании, о детской психологии, о
взрослении пользуется огромным спросом. При этом
у взрослых – множество соображений относительно
детей: как их следует растить и какими им следует
вырасти… Правда, часто соображения эти лежат в
перпендикулярной миру детства плоскости. Но
все-таки: как же нам воспитывать детей? Как
выстраивать отношения с ними? Какие знания могут
пригодиться учителю в работе с детьми? На эти – и
многие другие – вопросы мы и попытаемся ответить
в нашей третьей тетради.
История хранит массу примеров того, как
взрослые подстраивали детское сознание под свои
идеи. Выдавали собственные стремления за
оригинальные детские. Заставляли детей
действовать сообразно с чужой, взрослой, моделью
существования: в Средневековье – Крестовый
поход детей, в ХХ веке – детские идеологические
организации…
Это касается и философии.
Хочу рассказать о своем проекте «Детская
философия». Проект специально не задумывался, он
случился. Сам. Просто однажды на уроке литературы
в 6 классе мы читали «Последний дюйм» Олдриджа,
обсуждали сюжет, ставили себя на место героев,
спорили. И тут руку поднял Эрик и сказал очень
веско с большими паузами:
– Я тут подумал… Мысль пришла… возможно, жизнь
– это спасение от смерти?..
Все замерли. Чтобы разрядить атмосферу, я бодро
сказала:
– Эрик! Ты сам-то понял, что сказал?
Зря я так поспешила. Выяснилось, что поняли все,
кроме меня. И началось… О жизни, о смерти, о
страхе, о любви, о вечности, о космосе, о Боге. О
том, почему все так и для чего все это.
Дальше все пошло само, как бы без руководства
учителя. Точнее, руководство сводилось к
организации проекта и поддержанию интереса к
нему.
Я подумала: зачем придумывать темы для сочинений,
исходя из собственных идей о необходимости, если
вот она, настоящая необходимость, высказанная
детьми, непридуманная? Тут же сложилась и схема
проекта. Для начала я задала тему, которую
высказал Эрик: «Я думаю о том, что, возможно, жизнь
– это спасение от смерти». Затем в каждом
сочинении я отыскивала отчетливо написанную
фразу, по сути, формулировку, которая могла бы
продолжить начатый ход рассуждений. Ученикам
предлагался список, состоящий из таких фраз.
Каждый выбирал по две. И так простым голосованием
выбиралась тема для нового этюда.
Здесь явная удача: соединение важнейших
учительских «не навреди», главные из которых – не
думать за детей, не искажать подаренного ребенку
рисунка жизни.
Вот, например, тема: «Человек – цель сама по
себе». Эрик написал: «Человек весь в тайнах. Он
что-то таит и смотрит в другую тайну (на человека).
Человек – тайна, которая раскрывает другую.
Тайны – ракушка. Человек – любопытная ракушка».
Тема: возможно, жизнь – это спасение от
смерти
Ваня. Возможно, каждую минуту
мы непроизвольно спасаем себя от смерти. Даже
если ты лежишь дома на диване, то все равно
спасаешь себя. Когда ты идешь, ты стараешься не
споткнуться и не удариться головой. А качаясь на
стуле – не расшибиться.
Гоша. Может, да, а может, и нет! По-моему,
жизнь дана для того, чтобы ее прожить, сделать
открытия, подвиги, вписать себя в историю, чтобы о
тебе знали. А можно выбрать другой путь: быть
бомжем или просто бедным – это зависит только от
тебя. Допустим: живет мальчик в бедной семье, и
если он хорошо учится, тогда получит работу и
станет богатым. А будет бомжем – очутится на
свалке. Может быть, жизнь – это спасение от
смерти, но я с этим не согласен. Тогда мы жили бы
вечно, а мы живем каждый свой срок. Так что,
по-моему, это не спасение. Если и есть спасение от
смерти, то оно пока неизвестно человеку.
Юля. Каждый день, прожитый нами, – это
риск. Риск того, что мы умрем. А умереть мы можем
как угодно. Когда спим, кушаем, моемся, переходим
дорогу. Смерть ждет нас на каждом шагу.
Никита. Каждый день мы рискуем и хотим
пожить подольше. Каждый шаг может оказаться
пропастью, и мы можем в нее упасть. Мы боремся и
воюем с риском, как настоящие военные. Каждый
сантиметр – это мина. Ее надо обезвредить и
сделать шаг в новый мир. Каждый шаг – это вход в
новый мир, в мир людей.
Тема: каждый шаг – это вход в новый мир
Юля. Да, я согласна с этим
мнением. Когда мы рождаемся, мы попадаем в мир
человека, а когда умираем, попадаем в мир Бога.
Ваня. Я не согласен с этими словами и в
то же время согласен. Потому что каждое утро я ем
на завтрак одно и то же, хожу одним и тем же путем.
А если взять шаги побольше, допустим, в год?
Каждый год для меня – это огромный мир новых
знаний и действий.
Тема: каждый человек живет и делает
что-то очень важное, хотя иногда не замечает
этого
Ваня. Мы всегда делаем что-то
важное. Не важного в жизни вообще не бывает.
Некоторые думают, что контрольная по математике
– это самое важное, но это не так. Нужно делать
все: и важное, и не важное, тогда мы выполним свою
задачу.
Никита. У каждой вещи есть сердце. Мы
считаем, что карандаш – это не живая вещь. Но
карандаш был изготовлен, и он будет воевать за
жизнь. Стержень у карандаша – это сердце. Оно
точится и погибает, но когда карандаш теряется,
он отвоевывает себе мир.
Эрик. Хотя бы линолеум – мы его не
замечаем, а он выполняет аж две функции: если
падаешь, он смягчает падение, и… ой! Вторую забыл!
Он еще причиняет обиду: если его порежешь, будет
некрасиво. А! Вспомнил! Он красивый.
И не только вещи. И людей нет ненужных. Бомж
думает, что он ненужный, а он нужен хотя бы для
того, чтобы поддержать количество людей на
планете.
Ярик. Люди не просто так рождаются на
свет. Даже плохо образованный человек что-то
может, но никто не знает, что.
Никита. Военные помогают нам в войнах,
таксисты – добраться до нужного места, клоуны
веселят нас. Но есть люди, которые ничего не
делают, – бездельники, но даже они нужны нам. Мы
учимся на их ошибках.
Но главное, почему люди нужны, – это потому, что
их любят и они любят других. Даже я – нужный
человек.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|