Вторая тетрадь
школьное дело
|
ОБОЗРЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
Владимир СЕВРЮГИН,
Василий КРАЮХИН
За журнальным столом
Сегодня часто говорят о «кризисе
отцовства». И преподносят этот кризис как нечто
исключительное, не связанное с объективными
обстоятельствами нашей жизни. А что по этому
поводу думают психологи-профессионалы?
«Это не кризис в обычном понимании слова, – пишет
известный специалист И.Кон в статье «Отцовство
как социокультурный институт» («ПЕДАГОГИКА»,
№ 9 за 2005 год). – Это часть долгосрочного процесса
переосмысливания привычного гендерного порядка.
Который нужно изучать во всей его сложности и
многогранности».
Маленькая деталь, из которой можно сделать
серьезные выводы: в школьном словаре не
прижилось слово «педагог». Да и обращение
«учитель» непосредственно в учительской или в
классе услышишь редко: разве что «учитель
математики» или «учитель географии». С нажимом
на второе слово.
«Целые поколения студентов считают, что в
педвузах готовят физиков, математиков,
историков, – рассказывает в статье «Педагогика,
которую мы преподаем», Н. Коршунова. – То
есть преподавателей той или иной науки, а вовсе
не педагогов.
Между тем педагог-профессионал, как отмечает
Н.Коршунова, «в отличие от специалиста в
определенной предметно-дисциплинарной области
– это учитель, для которого учебный предмет
является средством и «площадкой» для развития
способностей школьников».
Что нужно для того, чтобы решиться написать
учебник? Одни скажут – звание членкора или
академика, другие – два десятка лет работы в
школе, третьи – умение компилировать и добротный
литературный язык. У И.Костенко, автора
статьи «Вузовские учебники математики: узел
проблем», свой ответ на этот вопрос. Причем
ответ настолько универсальный, что И. Костенко
пишет и о школьных учебниках по всем
естественно-научным дисциплинам.
«Чтобы написать учебник, – приводит Костенко
слова замечательного математика Н.Лузина, –
необходим опыт глубокого научного анализа тех
иллюзий и заблуждений, которые зарождаются в уме
учащихся, которые раскрываются в их неверных
проверочных ответах и источником которых
является неверная оценка их умом тех или других
элементов обыденной жизни».
Преподавание классики в школе – тема
неисчерпаемая. Но кроме общекультурного
измерения, она имеет и чисто практическое: для
многих сотен тысяч выпускников экзамен по
литературе становится нешуточным испытанием.
«Зачем современному подростку «Евгений
Онегин»? – задается вопросом в одноименной
статье учительница И.Кленицкая
(«ОТКРЫТАЯ ШКОЛА», № 5 за 2005 год).
«Есть классические произведения, которые уже не
вызывают у современного читателя
непосредственного отклика, – пишет Кленицкая. –
Что же касается вопроса об экзамене по
литературе, то беда вовсе не в беспомощных
сочинениях, а в темах, которые предлагаются. Со
многими из них могут справиться – без списывания
– единицы. Выход предельно прост: пусть темы
сочинений будут нацелены на знание и понимание
текста, психологии и характеров героев, наличие
собственного отношения к ним. Такая, например:
«Жалко ли мне Онегина?».
Дальтон-технология. Что это такое? Наверное,
что-нибудь из опыта работы в специальных классах,
подумает читатель. А на самом деле Дальтон – это
небольшой город в американском штате
Массачусетс. Здесь девяносто лет назад психолог
Хелен Паркерхерст придумала, как «объединить
деятельность учителя и учащихся в достижении
индивидальных целей обучения» в так называемый
«Лабораторный план».
Опытом школы в Дальтоне воспользовалась В.Декельбаум,
педагог из школы № 17 города Омска. И написал
статью в журнал «УЧИТЕЛЬ» (№ 6 за 2005 год): «Дальтон-технология:
из опыта работы учителя».
По Дальтон-технологии школьники 11 классов
гуманитарного профиля выполняли задания по теме
“Человек” соответственно учебным предметам:
биологии, истории, литературы, обществознания. Им
предлагалось выбрать форму занятий:
индивидуальную, парную, в малой группе,
самостоятельно сформулировать тему своего
выступления, отметить спорные моменты и моменты,
в которых они не уверены.
«Работа оказалась настолько эффективной, –
пишет В.Декельбаум, – что в конце года, готовя
зачет по циклу гуманитарных предметов, четверо
ребят, ориентированных на педагогическую
профессию, изучили все имеющиеся по
Дальтон-технологии материалы и провели цикл
занятий с пятиклассниками по теме “Басни
И.А.Крылова”».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|