Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

У книжной полки

С А.Л.Крупенин и Э.М.Крохина.
«Эффективный учитель: книга о технологии превращения детей в хороших учеников». «Феникс», Ростов-на-Дону, 1995 г.

Сколько бы мы ни учились педагогике, каким бы стажем ни обладали, реальность в любой момент готова преподнести нам сюрприз. Хорошо, если этот сюрприз будет приятным. А если нет? К встрече с неприятными ситуациями тоже надо быть готовым. Для этого нужны педагогические книги. Но не поучающие, а дающие пищу для размышления.
Книга «Эффективный учитель» именно такая. С одной стороны, прочитав ее, с головой окунаешься в мир не всегда радужной педагогической реальности, но с другой – не возникает ощущения безысходности и руки не опускаются. Как же удалось авторам добиться такого результата? Этому есть несколько объяснений. Во-первых, хорошая научная база. Все примеры рассматриваются с позиций современной педагогики и психологии. Вместе с тем в реализации теоретического материала авторы используют практический, прикладной подход. Во-вторых, напряженные педагогические ситуации рассмотрены не с позиции «так есть и так будет», а в контексте «как эти ситуации изменить и не обидеть человека». Авторы предлагают делать это с позиции сотрудничества, взаимоуважения и взаимодоверия. Описанные ситуации могут служить материалом для практических занятий и тренингов с педагогами, детьми и родителями.
Еще одна причина, по которой эта книга выгодно отличается от многих других, – отсутствие готовых рецептов. Много примеров, но рецептов нет! Может быть, поэтому, перевернув последнюю страницу книги, чувствуешь, что о написанном хочется знать больше.
«Изюминка» книги – анализ педагогических ситуаций, когда ученик предлагает учителю сыграть в заведомо нечестную игру в целях достижения выгодного для ученика результата. Например, когда ученик симулирует плохое состояние здоровья в целях избежать ответа у доски. Или в тех же целях задает вопросы и совершает действия, способные смутить собеседника. Есть ли у учителя средства распознать такого рода манипуляции и противостоять им?..
Книга оправдывает свое название «Эффективный учитель», поскольку материал, который в ней изложен, учит думать, анализировать себя и возникающие в практике ситуации.

Андрей ЕХНО,
кандидат педагогических наук

Сергей Курганов.
«Шестилетние первоклассники». «Агентство образовательного сотрудничества», Санкт-Петербург, 2005.

Когда я взяла в руки новую книгу Сергея Курганова, примерно знала, о чем пойдет речь. О методике Школы диалога культур, об обучении шестилеток. И была в общем-то готова к такого типа фразам: «К торможению развития часто приводит выполнение методических инструкций» – далее должны следовать описания ярких, но эксклюзивных педагогических маневров. Начав читать с мыслью «это интересно, хотя у него не совсем школа», я закончила чтение в полной уверенности, что многие из предложенных автором подходов к шестилеткам… универсальны!
…Если дети не видят доски, учитель проводит «феодальную реформу». Делит классную доску на участки по количеству учеников, подписывает имя, и каждый ребенок выполняет на своей части учебную работу. Учитель делает то же самое. С места ученик хорошо видит свой участок доски, замечает другие. По случаю учитель может объединять участки для групповой работы.
Если ученики не слышат учителя, друг друга? Можно применить изрядную долю психологического насилия, а можно, читаем в книге, вызвать к доске сразу всех. Попросить их выполнить на доске какое-либо задание. После этого дети смогут работать с текстом другого человека – интересоваться, обсуждать.
Если ваши ученики не любят и боятся писать, значит, надо как можно чаще инициировать ситуации, дающие возможность понять суть письма: изображать собственную мысль, преобразовывать ее – не обязательно в виде текстовых строчек. Пишут с ошибками? Пусть чаще работают с «живым словарем», то есть с учителем, который быстро дает ответ, без удивления и обоснования.
Они сопротивляются превращению себя в школьников, учащихся? Автор рекомендует походы в лес, туризм, спортивное ориентирование – они открывают тайну преодоления пространства и управления временем. Это помогает продвигаться и в тетради, и в учебнике; осваивать незнакомое, учиться у ситуации.
И вообще, считает автор, если учитель будет поддерживать в ребенке детское начало, новые формы ученичества возникают сами собой. Он приводит в пример такую форму индивидуального подхода: учитель вкладывает в дневник ученика карточку с заданием. Выполнять его надо не в тетради, а на листах. Это учебное произведение. Учитель получает лист, вступает в переписку с учеником. На уроке эта работа никогда не обсуждается!
Наверное, «детское начало» означает творческое… и ведь оно есть у учителя Сергея Курганова!

Ольга ФРОЛОВА,
учитель

«Что должны знать учителя? Знания, умения и нравственные ценности хорошего педагога». Сборник статей под редакцией Д.Дилла. Прогресс-Традиция, Москва, 2001 г.

Должны ли в принципе существовать какие-то общеобязательные знания для будущих педагогов? Для российского читателя сама такая постановка вопроса может показаться странной – в наших педагогических институтах наличие двух-трех курсов по выбору уже считается большим достижением, и нашим студентам по-прежнему приходится только мечтать о праве на академическую свободу.
Что касается американского университетского образования, то там к 70-м годам прошлого века сложилась ситуация, радикально отличающаяся от нашей. Это был период активного экспериментирования со свободой, и во многих американских университетах вообще были отменены какие бы то ни было обязательные для всех студентов предметы. И когда, например, в Стэнфордском университете в 1971 году преподавательский состав решил заново ввести обязательный курс для всех студентов – всего-навсего курс по проблемам западной цивилизации – университетская студенческая многотиражка выступила с гневным протестом по поводу этого «акта ограничения свободы» и вышла под шапкой «Как они смеют навязывать одинаковый стандарт неодинаковым людям?!».
Вот в такой ситуации и началась американская дискуссия о том, в какой мере все же возможны и допустимы какие-то общие ориентиры педагогического образования.
«Сухой остаток» этой двадцатилетней дискуссии на первый взгляд прост: общая база знаний необходима. Однако весь вопрос в том, кто определяет сумму этих базовых образовательных ориентиров.
«Поиском этой общей базы знаний должны постоянно заниматься совместно колледжи и школы», – подчеркивает Эрнест Л. Бойер, президент Фонда Карнеги по развитию образования, бывший ректор Нью-Йоркского университета.
Вот в чем суть дела! Не кто-то «наверху» должен разработать и прислать университету сумму этих стандартов и ориентиров, а сами школы и колледжи должны заниматься их непрерывным поиском и отбором для педагогических факультетов! Только школа может ответить на вопрос, что нужно будущему учителю.
А учитель – это не исполнитель чьей-то программной воли и уж тем более не «придаток учебника», а главное действующее лицо в определении того предметного содержания, по поводу которого строится образовательная деятельность в классе.
Не правда ли, есть о чем задуматься?

Александр МИХАЙЛОВ,
преподаватель университета

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru