Вторая тетрадь
школьное дело
|
новая рубрика – 5
МИНУТ
Комментировал стенограмму
Александр ЛОБОК
Пять минут урока
Скрытые слагаемые
педагогического успеха. Как их увидеть?
У каждого педагога свой стиль взаимодействия с
детьми. И стиль этот не из учебников
заимствуется, а вырабатывается на собственном
опыте.
Он проявляется буквально во всем: в том, как
учитель заходит в класс и здоровается с детьми.
В том, как он слушает ребенка или что-то ему
объясняет. В том, как реагирует на возникающие в
классе нестандартные ситуации.
Нам иногда кажется, что все это мелочи.
Но ведь именно в этих «мелочах» и раскрывается
истинное содержание педагогики – то, благодаря
чему наши встречи с детьми остаются у них в
памяти.
В этом и состоит главный замысел нашей новой
рубрики. Взять любой небольшой фрагмент урока и
попробовать разобраться в его педагогической
аранжировке…
Здесь не нужны какие-то особенные уроки. Фрагмент
любого может стать героем нашей рубрики. При том
что предлагаемый нами комментарий – это всего
лишь один из возможных взглядов.
Самое-самое начало урока математики в
обычном 10 классе. Самые первые минуты. Вот
подробный конспект этих первых минут с нашим
комментарием.
Учитель:
– Здравствуйте. Нам нужны отметки. Хорошие и
разные. Много.
Заявляемый учителем стиль работы –
формирование отношений делового партнерства в
рамках учебной деятельности.
Минимум внешних эмоций. Быстрые, короткие
реплики. Четко очерченные границы учебной
деятельности. Учебное время дорого – нужно
использовать его с максимальной эффективностью.
Уверенно обозначается вполне прагматичное
целевое поле – «нам нужны отметки». При этом
учитель подчеркивает: «нам». Тем самым сразу
заявляя себя как участника некоторой совместной
с детьми деятельности.
Вроде бы деятельность формальная – «нам нужны
отметки». Но таковы условия школьной игры, и
учитель честно обозначает эту границу: «Ребята,
нам всем нужны отметки, чтобы что-то понимать в
том, насколько мы на самом деле разбираемся в
математике!»
А далее следует крайне важное добавление:
«Хорошие и разные!»
Мелкое замечание, но свидетельствующее о том, что
учитель верит в силы каждого из своих подопечных,
нисколько не сомневается, что отметки, которых
заслуживают его ученики, – это исключительно
хорошие отметки, при том что они могут (и должны)
быть разными.
В заявленном контексте разность отметок –
абсолютно нормальная, ни для кого не обидная
вещь. Ведь естественно, что дети по-разному
понимают математику. И соответственно меточки их
математической успешности – разные. Но при очень
важном условии: все они – обязательно хорошие. И
эта деталь свидетельствует о профессионализме
учителя: помочь всем детям почувствовать себя
успешными в математической премудрости.
И еще: отметок в этом классе ставится много. А это
значит, что отметка не является для ребенка
некоей угрозой, которая над ним нависает. Отметка
– нечто привычное, повседневное, множественное и
оттого совершенно нестрашное психологически.
Просто информационная меточка о том, что с неким
математическим заданием ребенок вполне успешно
(на «хорошо» или «отлично») справился.
Учитель:
– И тем, кто успешно справился с домашним
заданием, я поставила…
Ученики:
– «Пять!»
– «Шесть!»
Учитель:
– …хорошие отметки…
Заметьте: отметки учительница поставила
исключительно «тем, кто успешно справился с
домашним заданием». Получается, что в этом классе
отметка не способ наказания, не метод негативной
мотивации, а способ поддержать учебную
активность, старательность и успешность ребенка.
А тем, кто с заданием не справился, отметок не
ставится. Вот и все.
И не случайно ученики на уроке ведут себя
достаточно свободно, раскованно: реагируют на
слова учительницы шутливыми репликами про
«пять» и «шесть». Легкость, с которой звучат эти
детские реплики, свидетельствует об атмосфере
доверия и нормального человеческого
взаимодействия, которая, похоже, давно и
устойчиво сложилась на уроках этой учительницы.
Учитель:
– Единственная, кто не справилась, – Саша. Хотя
она была на уроке и могла бы посмотреть, как
решаются аналогичные примерчики. Точно такие же
были дома.
Бросается в глаза, что учительница
обращается к своим подопечным по именам, а не по
фамилиям. Но не только это значимо. Сам тон, в
котором учительница упоминает ученицу, не
выполнившую домашнее задание, – это
уважительный тон. Нет ни намека на раздражение,
гнев или желание как-то задеть самолюбие Саши. Не
справилась с заданием? Бывает. И дело не в том, что
ученица непонятливая, а в том, что на прошлом
занятии она просто не приложила некоторых
усилий. А если бы приложила, все у нее обязательно
бы получилось!
Учитель:
– Сейчас я вам раздам тетради для
самостоятельной работы и домашние...
Ученик:
– Один вопрос. Номер 251 – четвертый.
Учитель:
– А что там за вопрос был? Что не получилось?
Ученик:
– Числитель – вот, а знаменатель – пятьдесят
четыре.
Учитель:
– И у тебя получилось…
Ученик:
– У меня все получилось!
Учитель:
– Но 2/3 здесь дробь. Вот здесь. А у тебя не в той
стороне… Вот и все.
Вот они, отношения делового партнерства.
Есть технологическая ситуация решения задач – и
есть спокойное, полисубъектное (это когда
инициатива на обсуждение исходит в равной
степени и от учителя, и от учеников) обсуждение
тех трудностей и подводных камней, которые
возникают у ребят в процессе решения той или иной
задачи. Стоит ученику обратиться к учительнице с
вопросом – она сразу включается и комментирует
ситуацию деловым, рабочим образом, нисколько не
задевая личного достоинства ученика. А ведь как
часто бывает на наших уроках, когда решение или
нерешение той или иной задачи является для
учителя поводом отнестись к личности ученика!
Что и становится обычно основой для множества
проблем, складывающихся у учителя с классом,
когда учебная деятельность подменяется
деятельностью самоутверждения: учителя за счет
ученика и ученика за счет учителя. Так что
давайте прислушиваться к интонациям, с которыми
мы обращаемся к своим ученикам! На самом деле это
немалое искусство – обращаться к ученику так,
чтобы он в любой момент чувствовал уважение к
своей личности. А хорошо известно: ребенок учится
уважать других только тогда, когда он чувствует,
что уважают его.
Учитель (раздает тетради и по ходу):
– Ты нашла корень уравнения, а надо квадратное
неравенство. Решали в девятом классе, а ты
затрудняешься…
Дорогого стоит именно такая
формулировка: «А ты затрудняешься!».
В самых простых репликах, которые позволяет себе
учитель на уроке по отношению к ученикам
проявляется его педагогическая философия и
индивидуальный стиль. В данном случае –
философия уважения к ученику и стиль
педагогического диалога.
Ученики (рассматривая выданные
работы):
– Ч-черт, “четыре” получил!
– М.С., подойдите, пожалуйста, а как здесь вот это
могло получиться?
Учитель:
– Это парабола, это меньше нуля!
Ученик:
– Да, точно…
В детских репликах тоже отражается
философия урока.
В данном случае – философия сотрудничества не
только с педагогом, но и друг с другом. Когда
ребенок не боится публично выразить меру своей
сокрушенности от неполученной пятерки – это,
безусловно, свидетельствует о царящей в классе
психологической атмосфере доверия детей друг к
другу. И видна высокая мотивация ребят на учебную
математическую успешность, а также желание
разобраться вместе с учителем в причинах того,
почему что-то не получилось.
О рабочей атмосфере урока, о глубине
взаимопонимания между учениками и учителем
свидетельствует и быстрота возникающих
микродиалогов, когда реплика учителя: «Это
парабола, это меньше нуля» – достаточное
основание, чтобы ученик мгновенно понял суть
своей ошибки: «Да, точно…»
Учитель (подходит к доске, объявляет
начало общей работы):
– Все типы задач, которые мы прорабатывали, все
типы неравенств и уравнений – готовимся к
контрольной.
Первое уравнение вот такое (записывает на доске,
сопровождая процесс записи чтением вслух)…
Отсутствие длинных предваряющих
комментариев перед началом новой работы также
свидетельство отношений делового партнерства.
Важно и то, что учитель сопровождает процесс
записи уравнений чтением вслух. В общем,
достаточно очевидное (и распространенное)
действие, свидетельствующее о стремлении
учителя озвучить математику, дать ее не как
мертвый, а как красиво звучащий язык. А с
технологической точки зрения это и
дополнительный инструмент самоконтроля (образец
для ученика: как уменьшить шансы на случайную
описку при записи? Читать вслух то, что
записываешь! Не писать молча! Но задается такой
образец не инструкцией, а живым действием), и
дополнительный инструмент привлечения внимания
ученика. С какими интонациями читает учитель
записываемое уравнение? На чем делает акценты?
Звучащая математическая речь – важное условие
восприятия предмета учеником. Особенно если
голос учителя способен передать тайную эстетику
математической речи.
Учитель:
– Как решить первое неравенство… Извините,
пожалуйста, – уравнение.
Совсем вроде бы мелочь, а на самом деле
нечто невероятно важное. Совершив оговорку
(назвав уравнение неравенством), учитель
спокойно сам себя поправляет и при этом приносит
извинения. Мол, оговорка не преступление, это то,
что случается в жизни. И простая норма
человеческого общения: если я оговорился, то
приношу свои извинения.
И это еще один несомненный урок этих первых пяти
минут...
P.S. Мы будем рады, если эта новая рубрика
заинтересует вас, дорогие читатели, и вы захотите
прислать нам фрагменты своих уроков (совсем не
обязательно пятиминутные!). Или предложите свой
вариант прочтения уже опубликованных
«пятиминуток».
Потому что каждый из нас имеет право на свое
понимание, а любой живой урок неизмеримо
интереснее и богаче любых методических схем.
Давайте попробуем увидеть это вместе!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|