Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

новая рубрика – 5 МИНУТ

Комментировал стенограмму
Александр ЛОБОК

Пять минут урока

Скрытые слагаемые педагогического успеха. Как их увидеть?

У каждого педагога свой стиль взаимодействия с детьми. И стиль этот не из учебников заимствуется, а вырабатывается на собственном опыте.
Он проявляется буквально во всем: в том, как учитель заходит в класс и здоровается с детьми.
В том, как он слушает ребенка или что-то ему объясняет. В том, как реагирует на возникающие в классе нестандартные ситуации.
Нам иногда кажется, что все это мелочи.
Но ведь именно в этих «мелочах» и раскрывается истинное содержание педагогики – то, благодаря чему наши встречи с детьми остаются у них в памяти.
В этом и состоит главный замысел нашей новой рубрики. Взять любой небольшой фрагмент урока и попробовать разобраться в его педагогической аранжировке…
Здесь не нужны какие-то особенные уроки. Фрагмент любого может стать героем нашей рубрики. При том что предлагаемый нами комментарий – это всего лишь один из возможных взглядов.

Самое-самое начало урока математики в обычном 10 классе. Самые первые минуты. Вот подробный конспект этих первых минут с нашим комментарием.

Учитель:
– Здравствуйте. Нам нужны отметки. Хорошие и разные. Много.

Заявляемый учителем стиль работы – формирование отношений делового партнерства в рамках учебной деятельности.
Минимум внешних эмоций. Быстрые, короткие реплики. Четко очерченные границы учебной деятельности. Учебное время дорого – нужно использовать его с максимальной эффективностью.
Уверенно обозначается вполне прагматичное целевое поле – «нам нужны отметки». При этом учитель подчеркивает: «нам». Тем самым сразу заявляя себя как участника некоторой совместной с детьми деятельности.
Вроде бы деятельность формальная – «нам нужны отметки». Но таковы условия школьной игры, и учитель честно обозначает эту границу: «Ребята, нам всем нужны отметки, чтобы что-то понимать в том, насколько мы на самом деле разбираемся в математике!»
А далее следует крайне важное добавление: «Хорошие и разные!»
Мелкое замечание, но свидетельствующее о том, что учитель верит в силы каждого из своих подопечных, нисколько не сомневается, что отметки, которых заслуживают его ученики, – это исключительно хорошие отметки, при том что они могут (и должны) быть разными.
В заявленном контексте разность отметок – абсолютно нормальная, ни для кого не обидная вещь. Ведь естественно, что дети по-разному понимают математику. И соответственно меточки их математической успешности – разные. Но при очень важном условии: все они – обязательно хорошие. И эта деталь свидетельствует о профессионализме учителя: помочь всем детям почувствовать себя успешными в математической премудрости.
И еще: отметок в этом классе ставится много. А это значит, что отметка не является для ребенка некоей угрозой, которая над ним нависает. Отметка – нечто привычное, повседневное, множественное и оттого совершенно нестрашное психологически. Просто информационная меточка о том, что с неким математическим заданием ребенок вполне успешно (на «хорошо» или «отлично») справился.

Учитель:
– И тем, кто успешно справился с домашним заданием, я поставила…
Ученики:
– «Пять!»
– «Шесть!»
Учитель:
– …хорошие отметки…

Заметьте: отметки учительница поставила исключительно «тем, кто успешно справился с домашним заданием». Получается, что в этом классе отметка не способ наказания, не метод негативной мотивации, а способ поддержать учебную активность, старательность и успешность ребенка. А тем, кто с заданием не справился, отметок не ставится. Вот и все.
И не случайно ученики на уроке ведут себя достаточно свободно, раскованно: реагируют на слова учительницы шутливыми репликами про «пять» и «шесть». Легкость, с которой звучат эти детские реплики, свидетельствует об атмосфере доверия и нормального человеческого взаимодействия, которая, похоже, давно и устойчиво сложилась на уроках этой учительницы.

Учитель:
– Единственная, кто не справилась, – Саша. Хотя она была на уроке и могла бы посмотреть, как решаются аналогичные примерчики. Точно такие же были дома.

Бросается в глаза, что учительница обращается к своим подопечным по именам, а не по фамилиям. Но не только это значимо. Сам тон, в котором учительница упоминает ученицу, не выполнившую домашнее задание, – это уважительный тон. Нет ни намека на раздражение, гнев или желание как-то задеть самолюбие Саши. Не справилась с заданием? Бывает. И дело не в том, что ученица непонятливая, а в том, что на прошлом занятии она просто не приложила некоторых усилий. А если бы приложила, все у нее обязательно бы получилось!

Учитель:
– Сейчас я вам раздам тетради для самостоятельной работы и домашние...
Ученик:
– Один вопрос. Номер 251 – четвертый.
Учитель:
– А что там за вопрос был? Что не получилось?
Ученик:
– Числитель – вот, а знаменатель – пятьдесят четыре.
Учитель:
– И у тебя получилось…
Ученик:
– У меня все получилось!
Учитель:
– Но 2/3 здесь дробь. Вот здесь. А у тебя не в той стороне… Вот и все.

Вот они, отношения делового партнерства. Есть технологическая ситуация решения задач – и есть спокойное, полисубъектное (это когда инициатива на обсуждение исходит в равной степени и от учителя, и от учеников) обсуждение тех трудностей и подводных камней, которые возникают у ребят в процессе решения той или иной задачи. Стоит ученику обратиться к учительнице с вопросом – она сразу включается и комментирует ситуацию деловым, рабочим образом, нисколько не задевая личного достоинства ученика. А ведь как часто бывает на наших уроках, когда решение или нерешение той или иной задачи является для учителя поводом отнестись к личности ученика! Что и становится обычно основой для множества проблем, складывающихся у учителя с классом, когда учебная деятельность подменяется деятельностью самоутверждения: учителя за счет ученика и ученика за счет учителя. Так что давайте прислушиваться к интонациям, с которыми мы обращаемся к своим ученикам! На самом деле это немалое искусство – обращаться к ученику так, чтобы он в любой момент чувствовал уважение к своей личности. А хорошо известно: ребенок учится уважать других только тогда, когда он чувствует, что уважают его.

Учитель (раздает тетради и по ходу):
– Ты нашла корень уравнения, а надо квадратное неравенство. Решали в девятом классе, а ты затрудняешься…

Дорогого стоит именно такая формулировка: «А ты затрудняешься!».
В самых простых репликах, которые позволяет себе учитель на уроке по отношению к ученикам проявляется его педагогическая философия и индивидуальный стиль. В данном случае – философия уважения к ученику и стиль педагогического диалога.

Ученики (рассматривая выданные работы):
– Ч-черт, “четыре” получил!
– М.С., подойдите, пожалуйста, а как здесь вот это могло получиться?
Учитель:
– Это парабола, это меньше нуля!
Ученик:
– Да, точно…

В детских репликах тоже отражается философия урока.
В данном случае – философия сотрудничества не только с педагогом, но и друг с другом. Когда ребенок не боится публично выразить меру своей сокрушенности от неполученной пятерки – это, безусловно, свидетельствует о царящей в классе психологической атмосфере доверия детей друг к другу. И видна высокая мотивация ребят на учебную математическую успешность, а также желание разобраться вместе с учителем в причинах того, почему что-то не получилось.
О рабочей атмосфере урока, о глубине взаимопонимания между учениками и учителем свидетельствует и быстрота возникающих микродиалогов, когда реплика учителя: «Это парабола, это меньше нуля» – достаточное основание, чтобы ученик мгновенно понял суть своей ошибки: «Да, точно…»

Учитель (подходит к доске, объявляет начало общей работы):
– Все типы задач, которые мы прорабатывали, все типы неравенств и уравнений – готовимся к контрольной.
Первое уравнение вот такое (записывает на доске, сопровождая процесс записи чтением вслух)…

Отсутствие длинных предваряющих комментариев перед началом новой работы также свидетельство отношений делового партнерства.
Важно и то, что учитель сопровождает процесс записи уравнений чтением вслух. В общем, достаточно очевидное (и распространенное) действие, свидетельствующее о стремлении учителя озвучить математику, дать ее не как мертвый, а как красиво звучащий язык. А с технологической точки зрения это и дополнительный инструмент самоконтроля (образец для ученика: как уменьшить шансы на случайную описку при записи? Читать вслух то, что записываешь! Не писать молча! Но задается такой образец не инструкцией, а живым действием), и дополнительный инструмент привлечения внимания ученика. С какими интонациями читает учитель записываемое уравнение? На чем делает акценты? Звучащая математическая речь – важное условие восприятия предмета учеником. Особенно если голос учителя способен передать тайную эстетику математической речи.

Учитель:
– Как решить первое неравенство… Извините, пожалуйста, – уравнение.

Совсем вроде бы мелочь, а на самом деле нечто невероятно важное. Совершив оговорку (назвав уравнение неравенством), учитель спокойно сам себя поправляет и при этом приносит извинения. Мол, оговорка не преступление, это то, что случается в жизни. И простая норма человеческого общения: если я оговорился, то приношу свои извинения.
И это еще один несомненный урок этих первых пяти минут...

P.S. Мы будем рады, если эта новая рубрика заинтересует вас, дорогие читатели, и вы захотите прислать нам фрагменты своих уроков (совсем не обязательно пятиминутные!). Или предложите свой вариант прочтения уже опубликованных «пятиминуток».
Потому что каждый из нас имеет право на свое понимание, а любой живой урок неизмеримо интереснее и богаче любых методических схем.
Давайте попробуем увидеть это вместе!

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru