Вторая тетрадь
школьное дело
|
РЕЖИССУРА УРОКА
Казалось бы, зачем рассказывать об
уроке, где до заявленной темы дело так и не дошло?
Ну конечно, не затем, чтобы покритиковать.
А в надежде на то, что читатели в конце концов
увидят: образовательное пространство возникает
не тогда, когда учитель, уткнувшись в свой
конспект, вытягивает из учеников правильные
ответы.
А тогда, когда он создает такие ситуации на уроке,
что дети начинают импровизировать.
Без оглядки на учебную тему.
А чтоб творческая атмосфера возникла, не надо
жалеть времени урока на всякие якобы мелочи:
упражнения-импровизации, разминки, эстафеты.
Потому что игра – это добровольность, это
дисциплина, деловой азарт, фантазия, внимание к
товарищам... То есть то, без чего никакого
“развивающего обучения” нет и быть не может.
Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА
А начали вроде бы с пустякового задания
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА (ручка, карандаш,
линейка и т. д.) передается из рук в руки и
сопровождается речью по какому-то заранее
заданному заказу-правилу.
Например, на математике: передающий называет
любое число, а принимающий – число в 2 (3, 4) раза
больше (меньше) <…>
Из "Хрестоматии игровых приемов
обучения" (Букатов В.М., Ершова А.П. – Изд. дом
"Первое сентября", М., 2002)
.Как учителю одарить учеников (всех без
исключения!) деловой, познавательно-творческой
увлеченностью… программным материалом?
Без какой-нибудь “волшебной палочки” тут не
обойтись.
О цвете потолка
Волшебной палочкой может служить самый
неожиданный предмет. Это может быть зонтик –
даже раскрытый! Или стул. Или рулон ватмана,
перевязанный с двух концов блестящими
ленточками.
Игровые правила тоже могут быть самыми
разнообразными. Ну, например, называть то, что
вокруг (то есть в классной комнате) белого цвета.
Пять-десять предметов указать довольно легко, а
вот когда волшебная палочка совершает 5–6 кругов,
то дети начинают такие нюансы в окружающем мире
открывать, что только диву даешься: тут вам не
только потолок и оконные рамы, но и зубы, и белки
глаз, и даже полосочки на подошвах.
О простоте заданий
Игровое правило для передачи палочки
должно быть очень простым. Особенно в старших
классах. Только тогда в эстафету включатся все: и
сообразительные, и тугодумы, и покладистые, и
ленивые.
А то ведь как бывает? Учитель краем уха услышит об
очередном приемчике – и давай его
эксплуатировать на все 120 процентов. И упражнение
перестает работать как тонкий, ценный инструмент
налаживания рабочего настроя всего класса.
О бодрости и смекалке
Когда ученикам предложено называть
что-то совсем простенькое, то абсолютно все в
классе становятся активными и с удовольствием
включаются в эстафету.
Но вот третий или четвертый ученик вдруг
произносит вариант, уже звучавший в классе
(“потолок”). Соседи, конечно, тут же начинают его
в бок толкать, тем самым заставляя и остальных
сонь приободриться. И наш горемыка, тут же
спохватившись, начинает глазками по классу
бегать в поисках чего-нибудь белого. И тут ему
приходит на ум, что хоть потолок и был назван, но
ведь можно же назвать побелку! И класс реагирует
на эту версию с уважительным присвистом (“Надо
же, выкрутился!”).
О неписаных правилах
По ходу и игрового, и делового азарта у
всех учеников невольно обостряется чувство
добровольного принятия неписаных правил: не
повторять сказанное и долго не думать. Обычно
ученики начинают считать до трех. Не успеешь
назвать свой вариант – “сгорел”.
О “здесь и сейчас”
А еще вот о чем хорошо бы помнить
учителю. Задание должно быть не только простым,
но и близлежащим. Например, называть по эстафете
не вообще все то, что на свете бывает белого
цвета, а называть только то, что находится именно
вокруг или среди нас. В той самой комнате, где мы
все сейчас находимся.
К слову. Как-то на уроке истории в 5 классе
учительница, решив, что раз они изучают тему
“Древний Египет”, то волшебная палочка будет
ходить с условием, что пятиклассники начнут
называть, что там было в Древнем Египте.
Но когда по моему предложению это же задание
учительница подправила под принцип «здесь и
сейчас», получилось, как мне кажется, интереснее.
Теперь нужно было называть не вообще все, что
было в Египте, а что есть сейчас в классе из того,
что было в Египте.
Ученики сначала опешили. Больше всех опешила
сама учительница. Она-то была уверена, что такого
у них в классе нет и быть не может. А вот ученики
довольно быстро сообразили, что пол
какой-никакой, а все-таки в Древнем Египте
наверняка был. И стены тоже. Даже по поводу окон
поспорили…
А на третьем круге дело даже дошло до совсем уж
очевидного: в классе оказались и воздух с водой, и
свет с тенью, и глаза-волосы…
Об “исключительной” зоркости
С глаголами-исключениями я, пожалуй,
использовал бы вот какой вариант. Волшебной
палочкой я сделал бы обычный кусочек школьного
мела. Каждый ученик не называл бы, а, выбегая к
доске, писал на ней любой глагол (допустим, в
неопределенной форме). И так 2–3 круга
(разумеется, не повторяясь).
И вот в результате на доске видимо-невидимо самых
разных глаголов. И тогда начинается второй –
продвинутый – этап волшебной палочки.
Теперь все, объединившись по парам и
посовещавшись (принцип работы “сам за себя”
меняется на принцип сотрудничества), по эстафете
выходят к доске с волшебной тряпочкой и стирают
по одному глаголу второго спряжения.
Если слово стерто правильно, то следующая пара,
принимая эстафету (то есть получая в руки тряпку),
бежит стирать следующее слово. А вот если
предыдущая парочка ошиблась и стерла не то, что
нужно, то тут такой гвалт поднимется, что
некоторые ученики поневоле на всю жизнь
запомнят, как глаголы первого от второго
спряжения отличать.
О синонимах и не очень
Но допустим, что учителю и этого мало. Уж
очень ему хочется проверить знание учениками
наизусть одиннадцати исключений. Ладно, тогда
можно сделать еще один, совсем уж продвинутый
этап.
Ученики объединяются по тройкам. От каждой
тройки к доске по эстафете бежит посыльный и
пишет не сам глагол-исключение, а некий его как бы
синоним (ну, например, вместо обидеть – оскорбить
или вместо ненавидеть – презирать). Если
следующая тройка догадалась, какой
глагол-исключение имела в виду предыдущая, то
пишет свой синоним, но только обязательно не на
это же самое исключение.
Кстати замечу, видеть и понимать синонимами,
казалось бы, ну никак не являются. Однако во
фразах типа “Я вижу, ты хочешь спать (извиниться,
сбежать с урока)” подразумевается “я понимаю”.
Выходит, синонимы!
О профилактике
Что же получается? Начали вроде бы с
пустяков. Подумаешь, передавали друг другу
какую-то штуковину и называли какие-то там слова,
порой к теме урока не имеющие отношения! Но при
этом класс ненароком, естественно и, заметьте,
добровольно сплачивался, охваченный единым
рабочим энтузиазмом. Причем вполне творческим.
А уж после такой профилактики ученикам любое
объяснение окажется по зубам. И новый учебный
материал, каким бы скучным раньше он ни казался,
они начнут слушать с въедливым вниманием. И
никакое отсутствие пособий или риторических
красот в речи учителя особой помехой для
понимания не станет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|