Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА

Казалось бы, зачем рассказывать об уроке, где до заявленной темы дело так и не дошло? Ну конечно, не затем, чтобы покритиковать.
А в надежде на то, что читатели в конце концов увидят: образовательное пространство возникает не тогда, когда учитель, уткнувшись в свой конспект, вытягивает из учеников правильные ответы.
А тогда, когда он создает такие ситуации на уроке, что дети начинают импровизировать.
Без оглядки на учебную тему.
А чтоб творческая атмосфера возникла, не надо жалеть времени урока на всякие якобы мелочи: упражнения-импровизации, разминки, эстафеты. Потому что игра – это добровольность, это дисциплина, деловой азарт, фантазия, внимание к товарищам... То есть то, без чего никакого “развивающего обучения” нет и быть не может.
Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

 

 

 

Вячеслав БУКАТОВ

А начали вроде бы с пустякового задания

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается из рук в руки и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.
Например, на математике: передающий называет любое число, а принимающий – число в 2 (3, 4) раза больше (меньше) <…>

Из "Хрестоматии игровых приемов обучения" (Букатов В.М., Ершова А.П. – Изд. дом "Первое сентября", М., 2002)

.Как учителю одарить учеников (всех без исключения!) деловой, познавательно-творческой увлеченностью… программным материалом?
Без какой-нибудь “волшебной палочки” тут не обойтись.

О цвете потолка

Волшебной палочкой может служить самый неожиданный предмет. Это может быть зонтик – даже раскрытый! Или стул. Или рулон ватмана, перевязанный с двух концов блестящими ленточками.
Игровые правила тоже могут быть самыми разнообразными. Ну, например, называть то, что вокруг (то есть в классной комнате) белого цвета.
Пять-десять предметов указать довольно легко, а вот когда волшебная палочка совершает 5–6 кругов, то дети начинают такие нюансы в окружающем мире открывать, что только диву даешься: тут вам не только потолок и оконные рамы, но и зубы, и белки глаз, и даже полосочки на подошвах.

О простоте заданий

Игровое правило для передачи палочки должно быть очень простым. Особенно в старших классах. Только тогда в эстафету включатся все: и сообразительные, и тугодумы, и покладистые, и ленивые.
А то ведь как бывает? Учитель краем уха услышит об очередном приемчике – и давай его эксплуатировать на все 120 процентов. И упражнение перестает работать как тонкий, ценный инструмент налаживания рабочего настроя всего класса.

О бодрости и смекалке

Когда ученикам предложено называть что-то совсем простенькое, то абсолютно все в классе становятся активными и с удовольствием включаются в эстафету.
Но вот третий или четвертый ученик вдруг произносит вариант, уже звучавший в классе (“потолок”). Соседи, конечно, тут же начинают его в бок толкать, тем самым заставляя и остальных сонь приободриться. И наш горемыка, тут же спохватившись, начинает глазками по классу бегать в поисках чего-нибудь белого. И тут ему приходит на ум, что хоть потолок и был назван, но ведь можно же назвать побелку! И класс реагирует на эту версию с уважительным присвистом (“Надо же, выкрутился!”).

О неписаных правилах

По ходу и игрового, и делового азарта у всех учеников невольно обостряется чувство добровольного принятия неписаных правил: не повторять сказанное и долго не думать. Обычно ученики начинают считать до трех. Не успеешь назвать свой вариант – “сгорел”.

О “здесь и сейчас”

А еще вот о чем хорошо бы помнить учителю. Задание должно быть не только простым, но и близлежащим. Например, называть по эстафете не вообще все то, что на свете бывает белого цвета, а называть только то, что находится именно вокруг или среди нас. В той самой комнате, где мы все сейчас находимся.
К слову. Как-то на уроке истории в 5 классе учительница, решив, что раз они изучают тему “Древний Египет”, то волшебная палочка будет ходить с условием, что пятиклассники начнут называть, что там было в Древнем Египте.
Но когда по моему предложению это же задание учительница подправила под принцип «здесь и сейчас», получилось, как мне кажется, интереснее. Теперь нужно было называть не вообще все, что было в Египте, а что есть сейчас в классе из того, что было в Египте.
Ученики сначала опешили. Больше всех опешила сама учительница. Она-то была уверена, что такого у них в классе нет и быть не может. А вот ученики довольно быстро сообразили, что пол какой-никакой, а все-таки в Древнем Египте наверняка был. И стены тоже. Даже по поводу окон поспорили…
А на третьем круге дело даже дошло до совсем уж очевидного: в классе оказались и воздух с водой, и свет с тенью, и глаза-волосы…

Об “исключительной” зоркости

С глаголами-исключениями я, пожалуй, использовал бы вот какой вариант. Волшебной палочкой я сделал бы обычный кусочек школьного мела. Каждый ученик не называл бы, а, выбегая к доске, писал на ней любой глагол (допустим, в неопределенной форме). И так 2–3 круга (разумеется, не повторяясь).
И вот в результате на доске видимо-невидимо самых разных глаголов. И тогда начинается второй – продвинутый – этап волшебной палочки.
Теперь все, объединившись по парам и посовещавшись (принцип работы “сам за себя” меняется на принцип сотрудничества), по эстафете выходят к доске с волшебной тряпочкой и стирают по одному глаголу второго спряжения.
Если слово стерто правильно, то следующая пара, принимая эстафету (то есть получая в руки тряпку), бежит стирать следующее слово. А вот если предыдущая парочка ошиблась и стерла не то, что нужно, то тут такой гвалт поднимется, что некоторые ученики поневоле на всю жизнь запомнят, как глаголы первого от второго спряжения отличать.

О синонимах и не очень

Но допустим, что учителю и этого мало. Уж очень ему хочется проверить знание учениками наизусть одиннадцати исключений. Ладно, тогда можно сделать еще один, совсем уж продвинутый этап.
Ученики объединяются по тройкам. От каждой тройки к доске по эстафете бежит посыльный и пишет не сам глагол-исключение, а некий его как бы синоним (ну, например, вместо обидеть – оскорбить или вместо ненавидеть – презирать). Если следующая тройка догадалась, какой глагол-исключение имела в виду предыдущая, то пишет свой синоним, но только обязательно не на это же самое исключение.
Кстати замечу, видеть и понимать синонимами, казалось бы, ну никак не являются. Однако во фразах типа “Я вижу, ты хочешь спать (извиниться, сбежать с урока)” подразумевается “я понимаю”. Выходит, синонимы!

О профилактике

Что же получается? Начали вроде бы с пустяков. Подумаешь, передавали друг другу какую-то штуковину и называли какие-то там слова, порой к теме урока не имеющие отношения! Но при этом класс ненароком, естественно и, заметьте, добровольно сплачивался, охваченный единым рабочим энтузиазмом. Причем вполне творческим.
А уж после такой профилактики ученикам любое объяснение окажется по зубам. И новый учебный материал, каким бы скучным раньше он ни казался, они начнут слушать с въедливым вниманием. И никакое отсутствие пособий или риторических красот в речи учителя особой помехой для понимания не станет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru