Вторая тетрадь
школьное дело
|
РЕЖИССУРА УРОКА
Казалось бы, зачем рассказывать об
уроке, где до заявленной темы дело так и не дошло?
Ну конечно, не затем, чтобы покритиковать.
А в надежде на то, что читатели в конце концов
увидят: образовательное пространство возникает
не тогда, когда учитель, уткнувшись в свой
конспект, вытягивает из учеников правильные
ответы.
А тогда, когда он создает такие ситуации на уроке,
что дети начинают импровизировать.
Без оглядки на учебную тему.
А чтоб творческая атмосфера возникла, не надо
жалеть времени урока на всякие якобы мелочи:
упражнения-импровизации, разминки, эстафеты.
Потому что игра – это добровольность, это
дисциплина, деловой азарт, фантазия, внимание к
товарищам... То есть то, без чего никакого
“развивающего обучения” нет и быть не может.
Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА
Ирина КУРКИНА,
кандидат медицинских наук,
специалист по дошкольному образованию
Рассказ записала Мария ГАНЬКИНА
До росчерков так дело и не дошло
Хроника одного открытого урока
Это был 1994 год, 16 февраля.
Я в числе других гостей приехала в Лыткаринский
детский сад увидеть своими глазами, как работает
Евгений Евгеньевич Шулешко.
Нулевой класс. Урок посвящен какому-то новому
росчерку. У каждого на столе лист бумаги А4.
Разглядывали ладошки
Евгений Евгеньевич (я стану называть его
Е.Е.) предложил детям положить ладонь на ладонь и
сказать, сколько одинаковых пар пальцев. И нам,
взрослым гостям, предложил сделать то же самое.
Мы были сначала в полном замешательстве. Кто-то
стал прикладывать ладошку к ладошке, а кто-то – к
тыльной стороне кисти…
У детей получились разные результаты: у кого –
четыре пары, у кого – пять, у кого – две. И тогда
Е.Е. попросил детей объединиться в группы по тому,
у кого сколько пар одинаковых пальцев
получилось. Они стали сравнивать пары пальцев.
Наконец разобрались, сколько все-таки одинаковых
пар, и уселись по группам за столы рисовать
росчерки.
Выясняли сегодняшнее число
Для росчерка нужно посередине большого
листа провести прямую линию. А кроме того, в
верхнем правом углу – маленькую линию для даты.
Начали с маленькой линии. Начертили.
“Теперь напишите дату”, – говорит Е.Е.
Я наблюдаю за одной из групп. Они медлят,
озираются по сторонам. И тут выясняется, что
вообще-то дети не знают, что такое дата. И
начинается замешательство… А Е.Е. ходит между
столами и бубнит детям в спины, в затылки:
праздничная дата, торжественная дата, дата
изготовления, дата приезда и так далее –
наговаривает. И вдруг одна девочка вспоминает,
что дата – это, наверное, число. И они в своей
группе начинают оживленно говорить: дата! число!
дата! число!..
Тут один мальчик из группы, за которой я
наблюдала, увидел оживление за соседним столом,
быстренько подполз поближе... и слушает молча. И
вот до него доходит, что дата – это число.
Приползает он обратно в свою группу и говорит: “А
у моей мамы 15 февраля – день рождения, мы вчера
отмечали. Значит, сегодня 16 февраля”. И они
написали на своих листочках: “16.02.1994”.
Обсуждали запись
Тогда Е.Е. говорит: “Вот из обеих групп,
напишите на доске дату”. Выходят по паре человек
от группы и пишут дату: одни – с точкой, другие –
без точки.
И совершенно незапланированно Е.Е. начинает
разговор о том, что значит точка.
Тут было много интересных версий детьми
высказано. Но вот в конце концов все сошлись на
том, что точка – это когда всё, говорить больше не
о чем. Про число сказали – точка. Про месяц
сказали, больше про него сказать нечего – точка.
Про год сказали – больше говорить не о чем –
точка.
Искали середину
А потом перешли к середине листа.
Большую-то линию надо было посередине страницы
провести. А где середина? И что это такое? А если
линейки нет, то как узнать, где середина?
Е.Е. говорит: представьте, что вы стоите на мосту,
а под вами большое шоссе с разделительной
полосой посередине. А сейчас представьте, что
лист – это книжечка, – продолжает Е.Е. – Вот она
раскрывается (показывает ладонями) и вот
закрывается. Где середина?
…Наконец каждый для себя нашел что-то такое, что
теперь знал, где середина. После этого все как
один прочертили линию ровно посередине листа.
На этом урок, отведенный для росчерков,
закончился. А до самих росчерков дело так и не
дошло...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|