Вторая тетрадь
школьное дело
|
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Простые правила в отсутствие хороших
аннотаций
"Хорошая книга – такая, в которой изложено
все, что должно быть, только то, что должно быть, и
именно так, как должно быть". (Аристотель)
Мудрый совет, но хитрый: самое трудное – понять,
что же именно должно быть в учебнике.
А так хочется купить новенькую книгу! Учебник не
для класса, так хоть для себя.
Или для индивидуальной работы с сильным
учеником. Можно – для внеклассной. Но почему-то у
нас не пишут аннотаций, позволяющих разобраться
в специфике конкретного учебника.
Самостоятельно разбираясь в учебной книге,
помните:
Материал учебника должен иметь
понятную структуру. Внутри тем выделены ключевые
понятия, основные выводы. Справочный материал
компактно собран в особом разделе. Понятно, что
является обязательным минимумом, а что –
дополнительной информацией.
Хороший учебник восстанавливает
целостность знания, помогает выстраивать
межпредметные связи за счет точных ссылок.
Стоит отдать предпочтение учебнику с
интерактивными заданиями, позволяющими
организовать самостоятельную или групповую
работу. В то же время необходимы задания на
элементарную отработку материала. Должна быть
понятная символика, обозначающая степень
сложности и характер задания.
Хорошо, когда вопросы и задания
учебника позволяют ученикам сформулировать
собственное мнение, а не просто доказать
требуемое. Особенно это важно в гуманитарных
науках. В хорошем учебнике бывают представлены
разные точки зрения, порой противоречивые
документы, что позволяет детям выбрать
собственную позицию и аргументированно защищать
ее.
Посмотрите, есть ли задания, опирающиеся на
личное восприятие ребенка, его собственный опыт.
Наличие в учебнике забавных
персонажей, вроде ученого кота, девочки Машеньки
и т.п., уместно в младшей школе, подростка такие
герои скорее раздражают. Материал, и без того
нелегкий, излагается «заковыристо», в форме
сказки или детектива. Дано якобы «игровое
задание»: сочини сказку или нарисуй портрет… а
дальше какое-нибудь научное понятие. Подобные
вещи приводят ученика в полное недоумение. Как
прикажете нарисовать «наречие»?
Чаще всего учебник выбирают по фамилии
автора. Но не все знают, что автора учебника можно
пригласить на встречу с учителями, даже если вы
живете далеко от Москвы. С такой просьбой можно
обратиться в управление образования или в
областной ИПК.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|