Вторая тетрадь
школьное дело
|
Чему вы хотели бы учиться на курсах?
Закончились зимние каникулы, во время которых
многие педагоги учились на курсах. Их коллеги,
которым повышение квалификации придется
проходить в будущем учебном году, выбирают тему
из предложенного списка. И привычно сетуют:
– Очень мало курсов, которые дают не просто общие
рекомендации, но предлагают конкретные методики.
– На курсах большинство лекций проводится для
галочки и никак не связано с практическим
преподаванием предметов.
– Когда еду на курсы, всегда думаю: сейчас услышу
что-то, чего раньше не знала. Но такого никогда не
было...
На одном из семинаров в столичной школе по
рядам был пущен листок с вопросом об
образовательных потребностях присутствующих и
просьбой в свободной форме анонимно ответить.
Листок вернулся к отправителю пустым. Отчего?
Действительно, трудно определиться, если много
лет все равно кто-то решает за тебя. И в то же
время учитель ежедневно ощущает нехватку
информации, несовершенство имеющихся у него
средств. Но эти потребности он считает мелкими,
частными. Да и как иначе, если в это время с него
спрашивают элективные курсы, подготовку к ЕГЭ.
Вот и выбирает он курс по профильному обучению.
Однако неформальные запросы учителей в
некоторых образовательных структурах уже
начинают считать достойными ответа. Пока
преобразование системы повышения квалификации
происходит эпизодически: в отдельных городах или
областях. На уровне личной инициативы
управленцев.
В Рыбинске, например, несколько лет назад обычный
методический кабинет преобразовали в
информационно-образовательный центр. Теперь
учителя приходят сюда не только раз в пять лет, но
и за насущными консультациями. «Помимо
профильного и предпрофильного обучения, –
рассказывает руководитель центра Светлана
ШУВАЛОВА, – мы организуем курсы и семинары по
проектной деятельности, в том числе и с
приглашенными специалистами из других
регионов». Центр проводит собственные
исследования запросов учителей не только по
содержанию, но и по форме работы. Например,
сегодня участию в треннигах или в работе
пректных групп учителя все чаще предпочитают
индивидуальную работу.
Учителя и школьная администрация, не
замыкающиеся на традиционной системе повышения
квалификации, находят в своем городе или области
ученых, ориентированных на практику, или коллег,
занимающихся инновациями. И самостоятельно
протаптывают дорожку в местный педагогический
университет или институт психологии. «Самым
большим спросом, – говорит директор
Красноярского института психологии и педагогики
развития Борис ХАСАН, – пользуется программа по
социальному проектированию и дизайну проектов.
Учителя, которые думают о развитии школы,
приезжают к нам целыми командами. Для них
повышение квалификации – это путь к привлечению
ресурсов, нахождению партнеров. Популярны также
программы по методикам проведения различных
мониторингов, оценивания на всех уровнях».
В некоторых регионах уже несколько лет действуют
институты или центры непрерывного образования.
Они также имеют право выдавать сертификаты. В
центрах стараются работать с реальными
запросами учителей, учитывать уровень их
профессиональной подготовки. В разработке
курсов используется и опыт экспериментальных
площадок.
Например, в Благовещенском центре непрерывного
педагогического образования для управленцев
предлагают курсы «Методы проектирования и
управления опытно-экспериментальной работой» и
«Педагог-исследователь», а самая востребованная
программа – «Современные информационные и
педагогические технологии».
Преподаватели Пермского института непрерывного
образования помогают творческим коллективам
педагогов школ в разработке современных
образовательных программ, учебников и
соответствующих им технологий.
А Челябинский институт дополнительного
профессионально-педагогического образования
предлагает курс «Методология и методика
педагогического исследования в образовании».
Хорошо отзываются о своих институтах
непрерывного образования педагоги Новокузнецка,
Калининграда, Великого Новгорода: у них
появилась возможность на практике знакомиться с
новыми учебниками и их авторами.
Стажировки у опытных коллег
Сельские учителя считают их наиболее
эффективной формой профессионального
образования
Это подтвердил опрос, проведенный в Воронежской
области. Стажировки получили у педагогов среднюю
оценку в 4,62 балла по 5-балльной системе. На втором
месте – самообразование (4,37 балла). Достаточно
популярно посещение открытых уроков (4,08 балла) и
обмен опытом в порядке личной инициативы (4,02
балла). Таким образом, учителя максимально
используют небогатые возможности своих поселков,
районов, помогая друг другу. Наименее эффективна,
по мнению педагогов, деятельность межпредметных
и школьных методических объединений (3,12 и 3,30
соответственно). Исследование показывает, что
методическая работа становится действительно
значимой для преподавателя, если ведется
индивидуально. В то же время очевидно, что многие
формы повышения квалификации, в частности
посещение научно-практических семинаров,
конференций, малодоступны сельским учителям,
поэтому и занимают невысокое место в рейтинге
эффективности.
Как оценить уровень своего мастерства
Формы и методы профессионального
образования учителя зависят от его опыта работы,
считают американские исследователи Дрейфус и
Дэли
Если для вас крайне значимы внешние правила,
образцы, рекомендации, значит, вы молодой
педагог. Самое полезное для вас – лекции,
способные дать вам массу разнообразной
информации. Переработав ее, вы сможете
сформировать собственные полезные схемы, модели
поведения. Если на курсах вам предъявят готовые
схемы, вы ими с удовольствием воспользуетесь,
особенно если совет будет исходить от опытного
коллеги. По мнению Дэли, молодые учителя, как
никто другой, нуждаются в дозированной помощи и
эмоциональной поддержке. От этого зависит,
останется ли начинающий педагог в школе или
уйдет из профессии.
Если вы научились выделять важные
характеристики педагогических ситуаций,
анализировать их, умеете справляться с
творческими, неординарными ситуациями, успешно
организовывать и свою, и детскую работу, вы
достигли, по выражению Дрейфуса, стадии
«учительской компетентности». Для вас
чрезвычайно полезны индивидуальные
консультации со специалистами, позволяющие
справиться с конкретной проблемой, помочь
данному ребенку.
Если вы доверяете своей интуиции, схватываете
ситуацию целиком, способны увидеть за внешними
проявлениями не очевидные другим причины,
значит, вы учитель-эксперт, высокого уровня
профессионал, способный активно влиять на ход
педагогического процесса. Вам интересны
дискуссии, беседы с коллегами, специалистами из
смежных областей. Именно практика является
побудителем и источником вашей профессиональной
активности. Знания осмысливаются вами в
контексте вашего уникального опыта. Рефлексия
становится основным способом совершенствования
профессионального мастерства. В конце концов вы
понимаете, что можете помочь не только детям, но и
своим коллегам.
Педагогическое
образование нон-стоп.
Звоните!
Учителя некоторых регионов России уже
сегодня могут расширить сферу своего
профессионального образования, обратившись в
центры непрерывного образования.
Институт непрерывного образования при Пермском
государственном педагогическом университете.
Телефон: (342) 212-68-52, 238-64-54 4-54
e-mail: fppk@permonline.ru
Институт современных образовательных
технологий Российского государственного
университета имени И.Канта (г. Калининград)
Телефон: (4012) 53-62-60
Коми государственный педагогический
институт.
Телефоны: (8212) 24-90-15; 24-61-12
Факс: (8212) 24-90-15
е-mail: kspi@parma.ru
Институт непрерывного профессионального
образования Омского государственного
педагогического университета
Телефон-факс: (3812) 69-59-59
Институт непрерывного педагогического
образования, Набережные Челны
Телефон/факс: (8552) 71-02-69
е-mail: inpo_chelny@mail.ru
Институт непрерывного педагогического
образования Хакасского государственного
университета им. Н.Ф. Катанова (Абакан)
Телефон: (39022) 2-52-76 (306)
Институт непрерывного педагогического
образования Новгородского
государственного университета им. Ярослава
Мудрого
Телефон: (8162) 77-32-98
Институт дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации)
педагогических работников (Челябинск)
Телефон: (3512) 63-64-14 |
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|