Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

Елена КУЦЕНКО

Чему вы хотели бы учиться на курсах?

Закончились зимние каникулы, во время которых многие педагоги учились на курсах. Их коллеги, которым повышение квалификации придется проходить в будущем учебном году, выбирают тему из предложенного списка. И привычно сетуют:
– Очень мало курсов, которые дают не просто общие рекомендации, но предлагают конкретные методики.
– На курсах большинство лекций проводится для галочки и никак не связано с практическим преподаванием предметов.
– Когда еду на курсы, всегда думаю: сейчас услышу что-то, чего раньше не знала. Но такого никогда не было...

На одном из семинаров в столичной школе по рядам был пущен листок с вопросом об образовательных потребностях присутствующих и просьбой в свободной форме анонимно ответить.
Листок вернулся к отправителю пустым. Отчего?
Действительно, трудно определиться, если много лет все равно кто-то решает за тебя. И в то же время учитель ежедневно ощущает нехватку информации, несовершенство имеющихся у него средств. Но эти потребности он считает мелкими, частными. Да и как иначе, если в это время с него спрашивают элективные курсы, подготовку к ЕГЭ. Вот и выбирает он курс по профильному обучению.
Однако неформальные запросы учителей в некоторых образовательных структурах уже начинают считать достойными ответа. Пока преобразование системы повышения квалификации происходит эпизодически: в отдельных городах или областях. На уровне личной инициативы управленцев.
В Рыбинске, например, несколько лет назад обычный методический кабинет преобразовали в информационно-образовательный центр. Теперь учителя приходят сюда не только раз в пять лет, но и за насущными консультациями. «Помимо профильного и предпрофильного обучения, – рассказывает руководитель центра Светлана ШУВАЛОВА, – мы организуем курсы и семинары по проектной деятельности, в том числе и с приглашенными специалистами из других регионов». Центр проводит собственные исследования запросов учителей не только по содержанию, но и по форме работы. Например, сегодня участию в треннигах или в работе пректных групп учителя все чаще предпочитают индивидуальную работу.
Учителя и школьная администрация, не замыкающиеся на традиционной системе повышения квалификации, находят в своем городе или области ученых, ориентированных на практику, или коллег, занимающихся инновациями. И самостоятельно протаптывают дорожку в местный педагогический университет или институт психологии. «Самым большим спросом, – говорит директор Красноярского института психологии и педагогики развития Борис ХАСАН, – пользуется программа по социальному проектированию и дизайну проектов. Учителя, которые думают о развитии школы, приезжают к нам целыми командами. Для них повышение квалификации – это путь к привлечению ресурсов, нахождению партнеров. Популярны также программы по методикам проведения различных мониторингов, оценивания на всех уровнях».
В некоторых регионах уже несколько лет действуют институты или центры непрерывного образования. Они также имеют право выдавать сертификаты. В центрах стараются работать с реальными запросами учителей, учитывать уровень их профессиональной подготовки. В разработке курсов используется и опыт экспериментальных площадок.
Например, в Благовещенском центре непрерывного педагогического образования для управленцев предлагают курсы «Методы проектирования и управления опытно-экспериментальной работой» и «Педагог-исследователь», а самая востребованная программа – «Современные информационные и педагогические технологии».
Преподаватели Пермского института непрерывного образования помогают творческим коллективам педагогов школ в разработке современных образовательных программ, учебников и соответствующих им технологий.
А Челябинский институт дополнительного профессионально-педагогического образования предлагает курс «Методология и методика педагогического исследования в образовании».
Хорошо отзываются о своих институтах непрерывного образования педагоги Новокузнецка, Калининграда, Великого Новгорода: у них появилась возможность на практике знакомиться с новыми учебниками и их авторами.

Стажировки у опытных коллег

Сельские учителя считают их наиболее эффективной формой профессионального образования

Это подтвердил опрос, проведенный в Воронежской области. Стажировки получили у педагогов среднюю оценку в 4,62 балла по 5-балльной системе. На втором месте – самообразование (4,37 балла). Достаточно популярно посещение открытых уроков (4,08 балла) и обмен опытом в порядке личной инициативы (4,02 балла). Таким образом, учителя максимально используют небогатые возможности своих поселков, районов, помогая друг другу. Наименее эффективна, по мнению педагогов, деятельность межпредметных и школьных методических объединений (3,12 и 3,30 соответственно). Исследование показывает, что методическая работа становится действительно значимой для преподавателя, если ведется индивидуально. В то же время очевидно, что многие формы повышения квалификации, в частности посещение научно-практических семинаров, конференций, малодоступны сельским учителям, поэтому и занимают невысокое место в рейтинге эффективности.

Как оценить уровень своего мастерства

Формы и методы профессионального образования учителя зависят от его опыта работы, считают американские исследователи Дрейфус и Дэли

Если для вас крайне значимы внешние правила, образцы, рекомендации, значит, вы молодой педагог. Самое полезное для вас – лекции, способные дать вам массу разнообразной информации. Переработав ее, вы сможете сформировать собственные полезные схемы, модели поведения. Если на курсах вам предъявят готовые схемы, вы ими с удовольствием воспользуетесь, особенно если совет будет исходить от опытного коллеги. По мнению Дэли, молодые учителя, как никто другой, нуждаются в дозированной помощи и эмоциональной поддержке. От этого зависит, останется ли начинающий педагог в школе или уйдет из профессии.
Если вы научились выделять важные характеристики педагогических ситуаций, анализировать их, умеете справляться с творческими, неординарными ситуациями, успешно организовывать и свою, и детскую работу, вы достигли, по выражению Дрейфуса, стадии «учительской компетентности». Для вас чрезвычайно полезны индивидуальные консультации со специалистами, позволяющие справиться с конкретной проблемой, помочь данному ребенку.
Если вы доверяете своей интуиции, схватываете ситуацию целиком, способны увидеть за внешними проявлениями не очевидные другим причины, значит, вы учитель-эксперт, высокого уровня профессионал, способный активно влиять на ход педагогического процесса. Вам интересны дискуссии, беседы с коллегами, специалистами из смежных областей. Именно практика является побудителем и источником вашей профессиональной активности. Знания осмысливаются вами в контексте вашего уникального опыта. Рефлексия становится основным способом совершенствования профессионального мастерства. В конце концов вы понимаете, что можете помочь не только детям, но и своим коллегам.

Педагогическое образование нон-стоп.
Звоните!

Учителя некоторых регионов России уже сегодня могут расширить сферу своего профессионального образования, обратившись в центры непрерывного образования.

Институт непрерывного образования при Пермском государственном педагогическом университете.
Телефон: (342) 212-68-52, 238-64-54 4-54
e-mail: fppk@permonline.ru 

Институт современных образовательных технологий Российского государственного университета имени И.Канта (г. Калининград)
Телефон: (4012) 53-62-60

Коми государственный педагогический институт.
Телефоны: (8212) 24-90-15; 24-61-12
Факс: (8212) 24-90-15
е-mail: kspi@parma.ru

Институт непрерывного профессионального образования Омского государственного педагогического университета
Телефон-факс: (3812) 69-59-59

Институт непрерывного педагогического образования, Набережные Челны
Телефон/факс: (8552) 71-02-69
е-mail: inpo_chelny@mail.ru 

Институт непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (Абакан)
Телефон: (39022) 2-52-76 (306)

Институт непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого
Телефон: (8162) 77-32-98

Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников (Челябинск)
Телефон: (3512) 63-64-14


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru