Вторая тетрадь
школьное дело
|
Школьная жизнь…
Ежедневная череда звонков, уроков, тем. Водоворот
событий, внезапных радостей и огорчений.
Новый день по старому плану не задается, шаблоны
– на крайний случай, мастерство – это когда
вдруг получилось.
По канве программы, согласно приказу, отвечая
требованиям, невзирая на трудности…
Такая вот непростая она, школьная жизнь! Каждый
учитель сам решает, у кого ему учиться, каким
теориям следовать, что читать.
Мы хотели бы, чтобы тетрадка "Школьное дело"
стала вашим помощником в решении повседневных
проблем, путеводителем в мире современных
педагогических идей, источником разнообразной и
полезной информации о школе.
ПАМЯТКА
Известно, что изменения в привычной
практике подтачивают способность работать
уверенно и успешно. Особенно когда они касаются
укоренившихся форм поведения. Вы привыкли видеть
и чувствовать каждого ученика,
взаимодействовать по потребности, давать
возможность ребенку предъявить свои результаты
прямо на уроке.
А как войти в большой класс?
1. Начните с хорошей совместной истории: с
прогулки, экскурсии, чаепития, подготовки
коллективного дела.
Это позволит не только задать уровень общения, но
и создать основу для размышлений о том, как
посторить продуктивное взаимодействие с классом.
2. Теперь возьмите лист бумаги, расположите
список класса в разные столбики, например: лидеры
явные и скрытые, помощники очевидные и вероятные,
а также потенциально опасные. Стрелочками – цели,
связи, интеграция. На одном краю поля – «Что
происходит», на другом – «Доступные варианты».
Перед вами – готовая карта класса, по ней видно,
как лучше действовать.
3. Определив неформальных лидеров, попробуйте
сразу установить с ними конструктивные
отношения.
4. Будьте готовы к тому, что трудности все равно
возникнут очень быстро, но вы сумеете их
преодолеть, если совместно с детьми построите
образ класса. Ведь большинство из нас мечтает о
хорошем классе, настоящем учителе, увлекательной
школьной жизни.
Советов мало, потому что педагогика больше
искусство, чем наука. Наша работа строится на
мастерстве, знаниях, интуиции, накопленных за
целую жизнь. Каждый видит мир по-своему, поэтому
создает уникальную практику. Направьте себя к
тому, что вы уже знаете. |
Педагогика большого класса
С января начинается выплата
тысячерублевой надбавки за классное
руководство. Ее получат учителя городских школ, у
которых в классе по списку 25 человек и более, и
сельских – если в классе более 14 человек. Это при
том, что в среднем по стране в городском классе
числится 23,7 человека, а в сельском – 12,3. Вопрос:
если в течение этого года средние цифры
поднимутся, то на следующий год будет принята
другая квота?
Власть взяла курс на сокращение количества
класс-комплектов, школьная администрация – на
слияние классов, и учителям в пору поразмыслить,
каково это – вести класс, в котором больше
тридцати человек.
Жизнь коллектива –
это тысячи и тысячи
самых неожиданных
и тончайших прикосновений
человека к человеку.
Василий Сухомлинский
Учится человек сам – не вместе. Вместе –
опыт общения, игра в социум, истории
преимущественно неурочные, переменные. Поэтому
большой класс – место, где идут споры,
пересекаются разные интересы, где ребенок и
педагог получают важные жизненные послания.
Считается: чем меньше в классе народу, тем легче
учить. Кто бы спорил, в маленьких классах,
сформированных под определенную задачу, можно
учить очень эффективно! Собрать математических
гениев и готовить их к международной олимпиаде.
Или организовать маленький класс из неуспешных
детей и создать для них комфортную
образовательную атмосферу. Но общим это
образование все-таки не назовешь.
Кроме того, не все уроки предъявляют требования к
количеству учащихся в классе. Иностранный язык –
да: с носителем языка и в группах по четыре
человека. Но уроки химии, физики в оборудованном
классе, где у каждого своя лаборатория,
безразличны к количеству учащихся, как и уроки за
компьютерами по любому предмету. А красота
устной речи на уроке литературы или истории
может расцвести именно в большой аудитории.
Психологи подчеркивают: индивидуальный контакт
ученика с учителем в большом классе практически
невозможен. Совершенно верно. Но только это не
минус, а плюс большого класса. Ребенок может
чувствовать себя суверенным существом. В большом
классе учитель не знает тонкостей его частной
жизни, не муссирует с родителями истории из
раннего детства – видит его таким, каким он
строит себя здесь, сейчас. Формула «чем меньше
народу – тем индивидуальнее подход к ребенку»
давно признана несостоятельной психологами,
исследовавшими многодетные семьи: в большом
коллективе всегда больше шансов на
самопредъявление и самопознание.
Принято думать, что в большом классе контроль за
учеником ослаблен. Ребенок реже опрашивается,
может совсем запустить учебу. Однако к потере
личной ответственности за собственное
образование ведет именно тотальное схватывание
взрослым всей учебной ситуации ребенка. Ребенок
делает, потому что его на каждом шагу спрашивают,
просвечивают от и до, сообщают родителям о каждом
неверном шаге. Нет выбора – нет личных решений.
Не он учится – его учат. Не он ведет себя – его
ведут. Мотивы, ценности, содержание образования
– все очень хорошее, но все чужое. Поэтому в
ослаблении школьных пут нет никакой опасности,
кроме шанса на самоопределение: это я хочу делать
сейчас, а то не буду или буду потом, когда… В
большом классе человек имеет больше прав на себя.
Чем больше класс, тем он репрезентативнее. В
большом классе шире представлены социальные
среды, он больше похож на общество. В нем –
успешные и неуспешные, добрые и агрессивные;
спортсмены, артисты, умники – граней много. Урок
в большом классе – митинг. Обратиться к классу –
значит включить в каждом социальный инстинкт.
Если ученик опоздал на урок в маленький класс,
ему не страшно, все свои. Опоздание в большом
коллективе крайне нежелательно. В большом классе
слабые стесняются своей слабины, автоматически
стремятся подтянуться к средним, те – к лучшим. В
маленьком все довольны друг другом и собой.
Ученики большого класса понимают: для того чтобы
учитель тебя заметил, заговорил отдельно с тобой,
надо постараться, побороться за внимание
учителя.
Притом роль личности и идущего от нее произвола
существенно уменьшается. И если в маленьком
классе заболели три человека – все, новую тему не
начинаем, а если пять человек решили прогулять
уроки – нет всего класса. В большом не то: те трое
сами за себя будут отвечать, а «великолепная
пятерка» вряд ли договорилась бы с остальными
двадцатью.
Да и работа с родителями в большом классе
продуктивнее. Выше вероятность появления тех,
кому есть что дать детям: умения, возможности,
социальные предложения – все это помогает шире
предъявить детям реальную жизнь. Можно пойти и на
стройплощадку, и на редкий спектакль и поехать на
недорогую экскурсию.
Конечно, на уроке в большом классе не пройдут
мягкий разговор, задушевные интонации и ситуации
типа «войдите в мое положение». Здесь совсем
другая риторика: длинная дистанция, публичная
интонация, романтический подъем. На стуле не
усидеть. Дополнительные запросы к голосу, дикции,
почерку, внешности – но и заслуженное уважение,
признание, восхищение. Учитель влияет на ребенка
не напрямую, по-человечески, а опосредованно,
через идеальный образ, пробуждающийся в душе
ребенка. Огромное преимущество!
…Большие классы, уже, казалось бы, постигнутые и
отвергнутые, возвращаются. Но мы войдем в них уже
другими, накопившими за последние годы опыт
разнообразного взаимодействия с детьми. Умеем
образовывать самые разные группы, работать в них
с учетом множества связей. Мы привыкли вести
кружки, проектные клубы, факультативы, научились
проводить презентации детских работ. И не надо
быть большим провидцем, чтобы утверждать: в связи
с сокращением в штатном расписании ставок
внеурочной работы интеграция активных форм в
образовательный процесс начнется в самое
ближайшее время.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|